Сергей Шухрин: «Учите детей плавать»
Руководитель ПСО «Волонтер» назвал главные «правила заблудившегося», оценил ситуацию с нижегородскими пляжами и назвал самые опасные леса региона.
За окном лето – самое красивое и вдохновляющее время года для большинства людей. Но для волонтеров-поисковиков лето – пора авралов, бесконечных поисков и бессонных ночей. О том, как не заблудиться в лесу (и что делать, если все-таки заблудились), предостеречь детей от несчастных случаев на воде и падения из окон, Newsroom24 рассказал создатель и бессменный руководитель поисково-спасательного отряда «Волонтер» Сергей Шухрин. Также мы поговорили о безопасности нижегородских пляжей, самых коварных лесах и финансовой стороне поисковой деятельности.
С начала купального сезона в Нижегородской области уже утонули 35 человек, восемь из них – дети. Что вы посоветуете родителям, чтобы избежать трагедии на водоемах?
У нас мало бассейнов и, соответственно, дети не умеют плавать. Но статистика говорит, что тонут и те, кто умеют. Первое правило – с началом сезона объяснять детям, что такое вода. Например, заходить вместе с ними в воду по колено и показывать, что берег может быть скользким или крутым, над ним может нависать трава, и, если туда наступить, можно провалиться. Дети всегда пытаются исследовать окружающий мир, хотят узнать, что будет, если кинуть палку или шагнуть в воду. Лучше сразу показать им, что вода холодная, что она может попасть в глаза или уши. Дети должны знать эти физические ощущения. Просто запретить подходить к воде – не выход, не на всех это подействует.
Второе – нужно подумать о том, как может повести себя ребенок. Все время следить за детьми невозможно. Но если семья пришла на пляж, и дети играют в воде, за ними нужно присматривать непрерывно. Если ребенок живет рядом с озером, то необходимо самому осмотреть этот участок на наличие опасных предметов. Понтоны, мостики, буйки, самодельные плотики – это всегда опасно. В прошлом году утонули две девочки в Шатковском районе, потому что какой-то дурак сделал небольшой плот и привязал к нему несколько кусков пенопласта, чтобы он лучше плавал. Девочки решили на этом плотике прокатиться, а из-за пенопласта он перевернулся. Дети утонули, хотя глубина была всего один метр. Поэтому куда бы вы ни привезли ребенка – на дачу, в гости к бабушке, пусть даже на несколько часов, нужно заранее все внимательно осмотреть.
И третье – учите детей плавать. Бесплатный бассейн может быть недоступен, а платное посещение стоит порядка 5 тысяч рублей в месяц. Но поймите: эти деньги не нужно платить на протяжении нескольких лет. Научить ребенка плавать можно за 3-4 месяца, а то и меньше. Лучше потратить их на ребенка для того, чтобы он умел плавать всю жизнь. Статистика показывает, что плавающие тонут намного реже, для них падение в водоем не будет неожиданностью. Если человек внезапно оказывается в воде, она попадает на лицо, в глаза и в нос. От боязни вдохнуть воду наступает спазм дыхания, может наступить спазм мышц, онеметь тело, и человек тихо начинает уходить на дно даже в метре-двух от купающихся людей, которые этого не заметят. У умеющих плавать шансов больше. Они могут задержать дыхание на полминуты-минуту. За это время можно выбраться из травы, залезть на корягу, выпутаться из сетки.
В Нижнем Новгороде работают 17 пляжей, где дежурят профессиональные спасатели. В области таких мест меньше. Достаточно ли этого, по вашему мнению? И как вы оцениваете такие меры безопасности, есть ли у них недостатки?
По моему мнению, система официально открытых пляжей могла бы быть более эффективной, потому что чаще всего люди тонут у необорудованных мест отдыха: за кустиками, там, где народу мало, где можно выпить и так далее. Конечно, количество официально открытых пляжей нужно увеличивать, но для этого одного желания мало. Существует ряд требований, чтобы открыть такой пляж, это достаточно затратно и трудно. Но, как мне кажется, власти недорабатывают здесь. Если представить, например, пляж, на котором есть зонтики, кабинки для переодевания, туалеты, урны, лавочки, шезлонги, а посередине стоит столб с wi-fi, то никто не побежит за кустики, все будут на глазах друг у друга и спасателей.
Со спасателями, насколько я знаю, ситуация непростая, потому что у них небольшая зарплата и, соответственно, их не хватает. Их число можно было бы увеличить, а при работе парами один из них мог бы на пляже проводить уроки плавания. Как в фильмах, у спасателей на курортах обязательно должны быть бинокли, громкоговорители, рации, спасательные поплавки, дроны. Оборудование пляжей должно обеспечивать безопасность. У детской зоны для купания необходимы ограждения, чтобы малыши не попали на глубину. Кроме того, должны стоять буйки, дно должно быть без опасных предметов, а береговая зона - без мусора.
Современные технологии можно было бы применять. Есть масса примеров, когда используются искусственный интеллект, дроны, камеры наблюдения, которые распознают разные инциденты на воде. Пляжи у нас грязные, никто их серьезно не чистит. Человек не хочет идти на пляж, если в песке окурки, осколки бутылок. Песок надо тоже чистить, это отдельная процедура, технологии для этого есть, и оборудование давно придумано. Сколько живу – ни разу не видел, чтобы на наших пляжах чистили песок. Руками, может быть, пройдут, мусор пособирают, а основательно – нет. Немного лучше ситуация с дном. Приезжают МЧС или наемные водолазы, убирают опасные предметы со дна, но мусор они не собирают, а купаться там, где дно усеяно мусором, тоже никто не захочет. Для того чтобы все купались культурно и безопасно, нужно много условий выполнить, но оно того стоит.
Сейчас мы создаем электронную карту всех мест купания в Нижегородской области и надеемся, что жители примут активное участие в ее наполнении. На каждом таком месте будет метка с описанием пляжа, течения, глубины, дна, наличия подъездов, лавочек и урн, щитов с правилами безопасности. Мы рассчитываем, что когда карта заработает, жители смогут выбрать чистый и доступный пляж. Пусть он будет даже не открыт официально, но у людей будет возможность оценить его безопасность.
Лето – это еще и сезон открытых окон, «жертвами» которых нередко становятся дети. А в мае маленькая нижегородка выпала из окна, оснащенного специальным блокирующим устройством. Как не допустить трагедии? Что родители обязательно должны сказать своим детям?
В регионе с начала года выпало около 10 детей. Первая проблема – дети выпадают из пластиковых окон. Москитная сетка создает видимость преграды, но не спасет от беды. Достаточно на нее облокотиться – и она вылетит. Из деревянных, старых окон выпадают редко. Даже если есть специальные ограничители, то они должны быть правильной конструкции. Пластиковый флажок с зубчиками, например, бесполезен, потому что большинство детей такие окна с легкостью открывают. Бывают ограничители в виде ключа на обычной поворотной ручке, но окно все равно приходится для проветривания открывать, а значит они также не эффективны. Самый надежный – ограничитель с тросиком, который крепится и к окошку, и к раме. С ним можно проветривать, и окно полностью не открывается. Такой ограничитель стоит чуть дороже, но это стопроцентная гарантия, что ребенок сам не откроет и не выпадет. Еще из монолитного поликарбоната делают полосы, которые снаружи жестко закреплены. Она представляет собой как бы прозрачную решетку. Полосы крепятся на расстоянии 10 см и не позволяют ребенку выпасть из окна.
Про недосмотр говорить бесполезно – еще раз повторю: невозможно смотреть за ребенком всегда. Почти все случаи падения произошли, когда ребенок остался без присмотра буквально на минуту. Поэтому нужно обеспечить безопасность заранее. Рядом с окном не должно быть мебели, по которой ребенок смог бы туда забраться. Не нужно ставить ребенка на подоконник и разрешать играть на нем.
В Нижегородской области в разгаре сезон сбора ягод и грибов. Что можно посоветовать любителям побродить по лесу и родным пожилых грибников?
Прежде чем идти в лес нужно выполнить три простых шага. Во-первых, посмотреть район, куда вы собираетесь. Открыть карту, сфотографировать ее, скопировать, закачать в телефон. Человек должен понимать, в какую сторону ему идти, с какой стороны будет дорога, река или деревня. Нельзя ехать в незнакомый лес, не понимая, куда из него выходить. Во-вторых, рассказать друзьям или родственникам, куда вы собираетесь: в какой лес или болото, за какими грибами и ягодами, и когда собираетесь вернуться. Тогда вас можно будет быстро найти. В-третьих, взять с собой смартфон – заряженный и с положительным балансом. Раньше люди могли определять стороны света по муравейникам, по мху или компасу, но сегодня главное средство спасения – это телефон. Некоторые оставляют его дома, чтобы не потерять, или берут с собой какой-то старый кнопочный телефон. Но в лес нужно брать самый хороший, проверенный смартфон, на который можно скачать карты, установить приложение, запоминающее путь, по которому человек шел. И никакого камуфляжа!
Вот что еще нужно взять с собой в лес
Что делать, если все-таки заблудился?
Первым делом звонить в 112. Даже есть нет связи, аварийный канал все равно работает практически по всей области. Но и ждать помощь нужно правильно. Не надо уходить от места, где была связь. Стоянку желательно организовывать рядом с открытом местом, лучше всего, чтобы это была поляна, перекресток дорог или опушка леса. Чтобы с дрона или вертолета можно было увидеть, потому что в густом лесу с воздуха человека не найдут. Таким местом может быть берег реки, край болота. Следует помнить, что нельзя ждать помощи не под одиноко стоящим деревом в случае грозы.
Потерявшемуся нужно защищаться от дождя – промокнув, можно заработать переохлаждение. Именно по этой причине советуют брать с собой дождевик, накидку или хотя бы кусок пленки. Но в то же время необходима вода для питья, при обезвоживании человек теряет силы и возможность звать на помощь. Можно снять футболку и собирать росу, можно накапливать ее на куске пленки, но пить – обязательно. Другое дело – дети, им мы говорим, что вся вода в лесу плохая, и подходить к ней нельзя. К тому же дети более выносливы и могут провести без воды 3-4 дня.
Разговаривать по телефону можно только со спасателями, нельзя обзванивать друзей и родственников. Сам телефон следует перевести в экономичный режим и положить подмышку, там самое теплое место, где гаджет не намокнет. В идеале развести костер – это самый хороший сигнал, его видно издалека. Фонарик в телефоне – тоже хороший маяк, его видно с большой высоты.
Что нужно сделать, собираясь в лес
А если никто не знает, что человек в лесу? А смартфон, предположим, сел?
Это самая печальная ситуация. Тогда надо выходить, но тоже правильно. На тропинки, на просеки, на дороги, к ручьям, к рекам, и главное – не ходить кругами, в разные стороны, нужно идти только прямо. У нас не тайга, и, если мы пройдем 5-15 км, мы все равно куда-нибудь выйдем. Можно оставлять пометки: ломать ветки, выкладывать из них кресты, стрелки. И в любом случае отвечать шумом на шум. Если услышали что-то непонятное: крики, скрипы, какое-то пыхтение – нужно шуметь, кричать, а если сел голос, стучать палкой по дереву. Очень хорошо, если будет свисток с собой: тогда и животные не подойдут, и спасатели услышат.
Вообще, лес за последние годы стал очень опасным. Практически перестали чистить просеки, нет квартальных столбов, после ураганов остаются буреломы. Тот же самый лес, в котором вы были в прошлом году, может быть совсем другим. Еще 20-30 лет назад люди ходили в лес за дровами, за ягодами, за грибами, как на работу. Сейчас в лес выезжают два-три раза в год. Навыки выживания, ориентирования, сбора у молодых людей уже утрачены, поэтому нужно тщательно готовиться.
Как обстоят дела с проектом «Стрелки», который ранее поддержал ПСО «Волонтер»?
Проект «Стрелки» продолжается. Его придумали в отряде «Экстремум» в Ленинградской области достаточно давно, а мы его здесь подхватили. Мы самыми разными способами изготавливаем эти стрелки, а затем развешиваем их в лесах, где могут заблудиться люди. Сегодня таких стрелок уже нескольких сотен, также существует электронная карта, на которую нанесены все стрелки Нижегородской области: https://strelki.extremum.org/s/mapsreg2/52 . В ней есть координаты, фотография, направление стрелки, название населенного пункта. Стрелка имеет два основных назначения: если человек заблудился, но может идти сам, он выходит по указателю, на котором есть название ближайшего населенного пункта и расстояние до него. Если сил у него нет, то он звонит в 112, называет номер стрелки, и ЕДДС моментально видит, где человек находится, и отправить спасателей, которые его заберут.
Сама установка стрелок у нас происходит осенью или весной, потому что зимой по глубокому снегу тяжело ходить, а летом мы как раз грибников ищем. Процедура трудоемкая, и мы долго надеялись на помощь лесников, егерей и прочих, но до сих пор не дождались. Наши волонтеры вешают их в свободное от поисков время. Если за день получается повесить 10 стрелок – это героический подвиг, потому что вешать их нужно на определенном уровне, определенном расстоянии. А еще есть проблема – непонятные люди, которые портят стрелки. Несмотря на надпись о важности этой вещи, они срывают указатели, стреляют в них из ружей. Приходится проводить ежегодный мониторинг, подкрашивать, восстанавливать поврежденные стрелки.
Многим уже помогли стрелки?
Под каждой стрелой мы размещаем ламинированный лист А4 с просьбой сообщить, если она действительно помогла. И уже есть несколько десятков подтвержденных случаев, когда стрелки помогли, и люди звонили, благодарили. Это очень перспективный и выгодный проект, потому что одна стрелка может заменить десятки людей и машин, задействованных в поисках. Мы продолжаем эту работу, но скорость напрямую зависит от наличия средств – в основном мы это делаем на гранты, или районные администрации изготавливают стрелки. Многое зависит и от количества свободного времени у волонтеров. Поэтому если кто-то захочет повесить стрелки рядом со своей деревней, мы с удовольствием их выдадим и научим устанавливать.
Изменился ли топ мест, где чаще всего теряются нижегородцы? Какие леса в области считаются самыми опасными с этой точки зрения?
Чаще всего теряются там, где больше всего народу бывает. Грибников ездит больше из Нижнего Новгорода, поэтому чаще всего люди теряются в Борском, Семеновском, Сосновском районах, в Володарске и Чкаловске. Есть и места, подобные бермудскому треугольнику. Много было заявок из Ягодного, Суроватихи. Там мало линейных ориентиров – дорог, просек, сплошной лес, в котором очень просто заблудиться. И еще география опасных мест зависит от сезона и слоя грибов. Где прошли дожди и выросло много грибов, туда больше людей и поехало, там, соответственно, и больше потерялось.
Совсем недавно в Нижегородской области искали двоих мужчин с детьми, которые перестали выходить на связь во время сплава. Как обезопасить себя перед таким турпоходом? И куда можно обратиться туристам в случае ЧП?
Это другая история, туристы теряются достаточно редко, потому что они чаще всего подготовлены, у них есть палатки, еда, вода. Если собираетесь в 2-3-дневный поход, особенно туда, где нет связи, я настоятельно рекомендую зарегистрироваться в МЧС. На главной странице сайта ГУ МЧС по Нижегородской области есть специальная кнопка «Регистрация туристских групп» https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups . Нужно написать, кто и куда идет, когда планирует вернуться, и в каком районе будет находиться. В данном случае маршрут и время прибытия были известны. Весло сломалось, и им пришлось потихоньку плыть, их жизни ничего не угрожало. Но и родственники правильно сделали, подняли тревогу, в таких ситуациях не надо ждать двое-трое суток.
Давайте поговорим о финансовой стороне вопроса. На что приобретаются оборудование и снаряжение для отряда сейчас? И во сколько обходится работа ПСО?
Волонтеры делают все за свой счет. У нас общественная организация, нет ежегодного бюджета, специального финансирования. Но не так давно появилась возможность получать гранты, вернее, выигрывать, ведь чтобы такой грант получить, нужно написать, защитить, а потом долго отчитываться. Все же отрядное снаряжение, рации, навигаторы, фонари, ПоискМобили и прочее мы сформировали именно при помощи грантов, и президентских, и областных. Без них нам было бы крайне трудно, без оборудования поиски были бы малоэффективны. А личные затраты – отгулы за свой счет, бензин, одежду, питание, батарейки – волонтеры сами себе обеспечивают.
Было несколько резонансных поисков – например, Зарины Авгоновой, когда мы писали жителям, что нам не хватает денег на бензин, батарейки и прочее. Довольно много людей помогали, присылали деньги, и мы на них покупали расходные материалы. А пару лет назад мы посчитали среднюю себестоимость одного выезда двадцати человек за 100 км, получилось более 40 тысяч рублей. Это и топливо, и питание, и вода, и сотовая связь, и амортизация оборудования.
Как часто вы сами участвуете в поисках? И как, если не секрет, к вашей работе относятся члены семьи?
У всех волонтеров и в семье, и в коллективе, и с друзьями разное отношение к их занятию поисками. Многие близкие разделяют, помогают, а другие просто не понимают, зачем человек ночью срывается на поиск совершенно незнакомого человека, а утром идет на работу. Когда у меня был один ребенок, было проще, и я выезжал почти на каждый поиск. Сейчас их трое, свободного времени меньше, жена недовольна, да и функционал мой поменялся. Когда я был координатором и выезжал на поиски регулярно, я знал и помнил всю «кухню». Но стоит пропустить месяц, и ты уже теряешь квалификацию. А тут еще и административной работы навалилось – и гранты, и мероприятия, и социальные сети, и организация обучения, и подготовка новичков и специалистов, презентации, ролики, учебные курсы и все такое.
Так что сейчас я на поисках бываю редко, но, слава богу, в отряде есть много других профессионалов. Мы уже подготовили несколько десятков координаторов, инфоргов, картографов, но бывает, что людей все равно не хватает. Ведь все волонтеры еще и работают, у них есть семьи и домашние заботы. Поэтому мы всегда рады новым волонтерам, готовы обучить их всему, что сами знаем и умеем.
Беседовала Влада Винницкая
Последние новости
Новые меры в борьбе с загрязнением воздуха в городе
Городские власти объявили о планах по улучшению качества воздуха.
Прием жителей в Нижнем Новгороде: депутаты обсуждают проблемы ЖКХ
Депутаты ответили на вопросы граждан и обсудили насущные проблемы района.
Изменения в маршрутах электробусов Нижнего Новгорода
С 1 декабря маршруты Э-9 и Э-17 будут изменены из-за отсутствия разворотной площадки.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований