30 марта исполняется 115 лет со дня рождения Алексея Кусакина

Алексей Федорович был выдающимся зодчим, который в течение 18 лет работал главным архитектором Дзержинска.

Алексей Федорович был выдающимся зодчим, который в течение 18 лет работал главным архитектором Дзержинска.

Именно в Дзержинске его талант градостроителя и проектировщика раскрылся в полной мере, а мы, благодаря незаурядному мастеру, получили уникальное архитектурное наследие.

В памяти горожан

Имя Алексея Кусакина (1908–1997 годы) знакомо, вероятно, каждому, кто хоть раз интересовался, кем построены великолепные здания на площади Дзержинского или проспекте Ленина. Найти информацию о его жизни и творчестве также не составляет труда. Сам архитектор обобщил свой практический опыт в книге «Строительство города Дзержинска», изданной в 1957 году. О Кусакине писали краеведы Станислав Шальнов, Исаак Фельдштейн, Вячеслав Сафронов, сотрудница Дзержинского краеведческого музея Ольга Романова.

Автор этих строк увлекся «кусакинской» темой еще в начале 2000-х годов, взглянув на нее с позиций искусствознания, результатом чего стал ряд статей в дзержинской прессе и нескольких научных сборниках. В этих публикациях был проанализирован творческий метод мастера в контексте неоклассических тенденций в советской архитектуре 30–50-х годов. Наконец, у родственников архитектора хранится его автобиография, в которой тот особенно подробно описал свои детство и юность, путь в профессию. К сожалению, этот текст не опубликован целиком, но с довольно обширными выдержками из него можно ознакомиться в Интернете, на сайте www.gttp.ru.

Дзержинский краеведческий музей располагает большой и разнообразной коллекцией материалов, связанных с Кусакиным и переданных туда самим архитектором. Это и личные документы, и проектные эскизы, и рисунки в различных техниках, не имеющие отношения к процессу проектирования, – например, пейзажные. Ценным источником является подготовленный Кусакиным список его творческих работ по состоянию на декабрь 1981 года, включающий как реализованные, так и неосуществленные проекты. Здесь же хранятся составленные архитектором альбомы с фотографиями построек и проектов.

Весной 2003 года к 95-летию со дня рождения мастера это собрание было показано публике на специальной выставке, организованной тогдашним директором музея Татьяной Ежовой. С тех пор в таком объеме эти материалы больше никогда не демонстрировались, и, наверное, неплохо было бы устроить подобную выставку вновь, сделав ее с учетом современных тенденций в музейном дизайне более современной и эффектной. «Кусакинская» коллекция ДКМ еще ждет подробного изучения и публикации, равно как и творчество архитектора в целом ждет всестороннего монографического исследования, которого, несомненно, заслуживает.

Страницы биографии

В судьбе Алексея Кусакина при всем ее своеобразии немало черт, характерных для типичной биографии советского человека. Уроженец нижегородской глубинки, начинавший трудовую деятельность рабочим на стройке, он всего добился сам: сумел получить образование в престижном столичном вузе, сделал успешную карьеру, осуществил мечту строить города, о чем грезил с детства.

Будущий архитектор родился в селе Шадрино Арзамасского уезда Нижегородской губернии (ныне оно на территории Вадского района). Его предки происходили из крепостных крестьян. Семья была многодетной. Родители отдали Алексея на воспитание деду с бабушкой, а сами вместе с дочерями в поисках лучшей доли – малоплодородная земля не могла прокормить столько человек, да еще в селе случился пожар, – переехали в губернский центр. Алексей перебрался в Нижний Новгород гораздо позже, уже будучи подростком, и жил с родителями на улице Ошарской. В это время началось его увлечение историей архитектуры, рисованием, черчением. По окончании школы работал на стройке, затем некоторое время провел на нефтяных промыслах в Баку.

При этом юноша стремился получить образование. В дзержинском музее хранятся документы, удостоверяющие его обучение на курсах повышения квалификации техников и старших десятников (1929 год) и в Институте заочного технического обучения (1930 год). В автобиографии говорится об учебе на рабфаке в Баку. Наконец, окончательный выбор профессии был сделан, и Алексей поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1937 году.

Молодой специалист был направлен на работу в Магнитогорск, но вскоре переведен в Москву старшим архитектором Главстройпроекта. Следующим и, как оказалось, самым плодотворным этапом биографии стала деятельность в качестве главного архитектора Дзержинска с 1940 по 1958 год.

После того как Алексей Федорович покинул эту должность, его талант и опыт не остались невостребованными. Правда, приходится признать, что творческих свершений, равных тому, что было сделано в нашем городе, в его дальнейшей биографии не было. В июле 1958 года Кусакин был назначен главным архитектором города Горького и оставался на этом посту (официально должность называлась «заведующий отделом по делам строительства и архитектуры горисполкома») до мая 1963 года. Принимал активное участие в создании генерального плана Горького. Крупнейшей его работой этого времени стал проект застройки площади Свободы, задуманной как единый ансамбль, однако замысел не был реализован в полном объеме.

С 1 сентября 1958 года началась педагогическая деятельность Кусакина в Горьковском инженерно-строительном институте, ныне Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, также оказавшаяся вполне успешной. В 1963 году ему было присвоено ученое звание доцента по кафедре архитектуры.

Обратился Алексей Федорович и к новой для него сфере промышленного строительства, спроектировав архитектурное решение Костромской ГРЭС в Волгореченске и административный корпус с благоустройством территории для Владимирской ТЭЦ.

Достижения Кусакина не раз отмечались государственными и ведомственными наградами. Наиболее высокими из них стали премия Совета министров «За разработку проекта генерального плана и строительство объектов города Дзержинска», присужденная в 1981 году, и звание почетного гражданина города Дзержинска, присвоенное решением городской Думы в мае 1996 года.

Грани таланта

В Дзержинске А.Ф. Кусакин попал, конечно, не в идеальные, но в совершенно особые условия для творчества: он получил возможность создать город как целостный ансамбль.

Совпали все необходимые обстоятельства: энергия архитектора, уже имевшего определенный профессиональный опыт, его приверженность неоклассицизму, ставшему тогда магистральной линией в советском зодчестве, перспективы развития Дзержинска как современного социалистического города. Молодой мастер и молодой город оказались очень нужны друг другу. Здесь Кусакин реализовал себя в трех аспектах – как организатор, как градостроитель и как автор индивидуальных архитектурных проектов.

Как организатор он сумел добиться прекращения застройки в виде разрозненных поселков и сконцентрировать все усилия на формировании центра города, сплотил высококвалифицированный коллектив проектировщиков и инженеров. В архитектуре невозможно творчество «для себя», только по собственному вдохновению, тем более в молодом, быстро растущем городе, когда каждый новый проект является решением не только творческой, но и социальной задачи.

Впечатляет интенсивность, с какой работали архитектор и его сотрудники. При этом Кусакин никогда не забывал о художественной стороне зодчества: он не просто обеспечивал город жилыми и общественными зданиями, а формировал гармоничное, эстетически полноценное пространство для жизни горожан.

Процесс возведения зданий он, бывший рабочий-строитель, знал не только теоретически, поэтому большое внимание уделял производственным аспектам дела, занимался техническим творчеством. Кусакин является автором двух изобретений и ряда рационализаторских предложений, внедренных в производство.

А.Ф. Кусакин в полной мере обладал масштабностью мышления, необходимой для решения градостроительных задач, умел заглянуть в будущее строящегося города, который всегда понимал как живой, растущий, изменяющийся организм. Главным творческим принципом для него неизменно оставался ансамблевый подход. Его фраза: «Один человек – не воин, один дом – не город». Не случайно, став главным архитектором Горького, он спорил с начальством, считая, что застройка города ведется неверно, точечным способом, когда появляются отдельные выдающиеся здания, но нет целостной среды. В Дзержинске ему удалось создать именно такую среду.

Радиально-кольцевая схема планировки, давно испытанная временем, уходящая корнями в эпоху барокко и классицизма, позволила сделать пространство города упорядоченным, ясным, психологически комфортным. Блестящими примерами ансамблевого решения являются застройка центральной площади, участков проспектов Ленина и Дзержинского, улицы Чкалова. С виртуозным мастерством выдержано стилистическое единство в жилых домах на проспекте Ленина от мемориального комплекса до площади Дзержинского. Каждое здание здесь имеет неповторимо своеобразный фасад, но все они, благодаря использованию ордерных форм, зрительно поддерживают друг друга. При этом Кусакин продемонстрировал исключительное разнообразие в сочетании классических мотивов: полуколонн, пилястр, арок, карнизов, сандриков – и в приемах композиционной организации фасадов.

Неоклассицизм был для Алексея Кусакина не архитектурной модой, а естественным способом творческого выражения. Используя богатейший опыт классики, мастер слепо не следовал правилам и образцам, а проявлял свободу в выборе и комбинации мотивов. Никогда он не стремился к внешней помпезности и роскошности здания. Наоборот, язык классических форм служил средством для достижения гармонии, уравновешенной ясности архитектурного образа, его соразмерности человеку. На эмоциональном уровне это ощутит каждый, прогулявшись по старым кварталам Дзержинска.

Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.

Последние новости

Новые меры в борьбе с загрязнением воздуха в городе

Городские власти объявили о планах по улучшению качества воздуха.

Прием жителей в Нижнем Новгороде: депутаты обсуждают проблемы ЖКХ

Депутаты ответили на вопросы граждан и обсудили насущные проблемы района.

Изменения в маршрутах электробусов Нижнего Новгорода

С 1 декабря маршруты Э-9 и Э-17 будут изменены из-за отсутствия разворотной площадки.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Тихвине на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *