Палата есть. Но общественная ли?!
Бывшие члены Общественной палаты Сергей Чендырин и Юрий Салов – о том, насколько новый созыв независим от власти.
Бывшие члены Общественной палаты Сергей Чендырин и Юрий Салов – о том, насколько новый созыв независим от власти.
О том, что в Дзержинске окончательно сформирована Общественная палата третьего, «Репортер» сообщал. Как и о том, что состоялось уже первое заседание этой Палаты, на котором был избран ее председатель. Им стал, как то и ожидалось, почетный гражданин Дзержинска Валерий Чумазин. Стал на безальтернативной основе. Так что никаких неожиданностей и сюрпризов с первых шагов своей, правда, пока только еще организационной деятельности, новая палата дзержинцам не преподнесла.
Собственно, на этом на страницах газеты разговор о Палате можно было бы и прекратить до лучших времен, когда она во весь голос заявит о себе именно как общественный орган, отстаивающий и защищающий интересы города и горожан. Только случится ли это – вот в чем вопрос.
Дернуло же меня снова глазами «пробежаться» по спискам всех кандидатов в местную Общественную палату третьего созыва и тем, кто в неё в конечном итоге попал. Вывод очевиден: чистых общественников в нашей Общественной палате не так-то и много. Некоторым из тех, кто был выдвинут туда действительно общественными организациями и возглавляют их, места в этом органе не нашлось. Зато руководителей далеко не общественных организаций, в той или иной степени зависимых от местной власти, там видимо невидимо: ну, прямо директор на директоре сидит и директором погоняет. Глядя на состав местной Общественной палаты, в голову даже приходит мысль о необходимости ее переименования. Например, название... Нет, вы не о том подумали... Название: «Ума Палата» – я ни в коем случае не иронизирую. Просто, на мой взгляд, при нынешнем составе нашей палаты оно ей подходит куда больше, нежели «общественная». Хотя, может быть, я чего-то недопонимаю и ошибаюсь – ничто ж человеческое мне не чуждо.
А что по поводу этого думают другие, какую роль в жизни города отводят новой Общественной палате, верят ли в то, что она сможет и захочет исполнять именно ту миссию, которая на нее возложена и жителями, и Законом?
Сергей Чендырин, член депутатской комиссии по отбору кандидатов в Общественную палату третьего созыва:– Я считаю, что Общественная палата, являясь элементом гражданского общества, должна и состоять из независимых и активных общественников. Это основной критерий. Потому, что одна из главных задач, которая стоит перед общественной палатой – общественный контроль над органами власти.
Согласитесь, что полноценного общественного контроля за деятельностью органов власти со стороны чиновников априори быть не может. Между тем, в Палате нового созыва как раз оказалась значительная доля людей, если не явных чиновников, то все равно, так или иначе, зависимых от власти. И, это с моей точки зрения, является кардинальной ошибкой.
С одной стороны я, конечно, понимаю администрацию: она формирует этот орган для того, чтобы ей было с ним удобно работать. Но с другой стороны, в интересах города, людей в нем проживающих, состав Общественной палаты должен все-таки быть несколько иным, и критерий удобства точно должен быть не главным. Мы все понимаем, что для развития общества нужна конкуренция, нужен диалог общества и власти, и Общественная палата призвана этим и заниматься.
Да, я входил в Думе в рабочую комиссию, которая определяла вторую восьмерку кандидатов в Общественнуюп. Скажу честно: из списка кандидатов, кого я бы хотел видеть в Палате, и которые дошли до нас после отбора главой города, не все в нее прошли. Например, я считаю, что хорошими кандидатами были бы: представитель Российской организации «Союз ветеранов Афганистана» – С. Маматов и от чернобыльцев – О. Игнатьев, который, кстати, был и в предыдущем составе палаты. Я думаю, эти люди могли бы в Общественной палате достойно представлять и защищать интересы горожан.
В числе прочих кандидатов в списке присутствовал и экс-депутат Законодательного собрания Валерий Осокин, но он не набрал достаточного количества голосов. Зачем это было ему нужно? – не знаю. После депутатства в Законодательном собрании быть рядовым членом местной общественной Палаты, наверно, для него все-таки мелковато.
К тому же, было уже ясно, что в палату прошел Валерий Чумазин... А двум таким тяжеловесам, наверно, было бы тесно. Нет, настоящей борьбы между ними за кресло председателя не получилось бы. Разве только для видимости. Дело в том, что место председателя палаты, судя по всему, уже заранее было отведено для Валерия Анатольевича Чумазина.
Не подвергались ли мы, депутаты, какой-либо обработке со стороны администрации перед определением своих кандидатов в палату? Не знаю насчет других, а со мной на эту тему разговоров никто не вел.
Велась ли обработка общественников, которым предстояло выбрать последних восемь членов палаты?
Не исключаю того, что некоторые могли получать определенные рекомендации насчет того, кому отдать свой голос, чтобы была избрана «правильная» палата. А вообще такая практика сейчас, по-моему, уже ни у кого не вызывает удивления. Это уже в обществе воспринимается как само собой разумеющееся. Ведь даже про общенародные выборы говорят, что они ничего не значат, и все за нас заранее решено.
Спрашиваете, насколько, на мой взгляд, новая Общественная палата будет работоспособней предыдущей?
Начнём с того, что я не согласен с мнением, которое думаю, умышленно тиражировали последнее время, что Общественная палата прошлого созыва ничем себя не показала, что ничего не сделала и даже не пыталась делать. Несмотря на то, что время её работы выпало на ковидные времена, заседания не прекратились, а ушли в онлайн. Это, конечно, плохо для такого органа, где важны живые обсуждения, но таковы были условия, и может быть это и сыграло на внешнем восприятии её работы.
Читал также негативное мнение, некоторых бывших членов второго созыва общественной палаты, но, к слову сказать, не помню, чтобы они сами отличились какими-то инициативами, поэтому говорить, что их не поддерживали вообще смешно. Вместе с тем есть вопросы, которые сейчас находят отражение в деятельности администрации по благоустройству города, которые поднимались впервые именно на заседаниях палаты, например, необходимость уличной площадки для танцев, когда обсуждали предложения по благоустройству Парковой аллеи, не сходили с повестки вопросы ЖКХ, оказывалась поддержка малому бизнесу, который уничтожали в начале пандемии – писали обращения губернатору.
Обсуждения были достаточно бурными, благодаря независимости коллег. Я бы, например, отметил работу лидера местных афганцев Юрия Владимировича Салова. Он не только имеет свою точку зрения, но и активно отстаивает её. Полагаю, что такая «перчинка» нужна для пользы дела.
Поэтому «оправдала» чьи-то надежды предыдущая палата, или «не оправдала» – вопрос скорее субъективный.
А по поводу нынешнего состава... По наполнению я уже сказал, что хотел бы там видеть людей более независимых. А вообще, надо понимать, что Общественная палата – это инструмент. И весь вопрос тут в том, кто и как этим инструментом будет пользоваться. При должной сноровке можно ведь и палкой многое сделать, а при отсутствии сноровки – и продвинутым инструментом ничего не суметь. Поэтому, давайте, пока делать каких-либо прогнозов о ее работе не будем, а немного подождем и все увидим своими глазами. Хотя, меня уже некоторые ее первые шаги насторожили и огорчили. Допустим то, как там формировались комиссии. По моей информации, первоначально там даже не предусматривалось комиссии по ЖКХ, хотя как раз проблемы ЖКХ сейчас волнуют большую часть населения: 80 процентов жалоб населения приходится как раз на эту сферу. А Общественная палата почему-то хотела отстраниться от этой темы. Мне это не понятно. Зато почему-то выделили отдельное направление по межнациональным вопросам, и даже создали специальную комиссию. У нас разве в городе, с этим есть какие-то острые проблемы? То есть, новой палатой, изначально странно расставлены приоритеты.
Ну, и ее новый председатель – Валерий Анатольевич Чумазин... Сам по себе, я думаю, человек он хороший, но история его нахождения у власти в нашем городе, дела, к которым он приложил руку и был причастен, на мой взгляд, не дают ему права занимать такой пост. Ведь именно в период его руководства городской Думой, и тогда, когда он был главой города, общественники, боролись за то, чтобы в городе остались общественные пространства. При нём городской парк превратился в источник обогащения известной группы лиц, а часть парка вообще пытались застроить. При нём шёл процесс уничтожения Дендрария, когда его землю начали отдавать под застройку. Да чего говорить: в 2012 году при его достаточно деятельном участии нас лишили права избирать себе мэра на прямых выборах. То есть он в определенной мере способствовал продвижению антинародных интересов, а сейчас он стал председателем Общественной палаты.
У него, конечно, большой опыт работы в управлении, и, он имеет право быть членом общественной палаты как и любой другой житель города, но, фигура такого председателя обесценивает смысл этого органа общественного контроля.
Юрий Салов, член Общественной палаты Дзержинска второго созыва. В третий созыв не «баллотировался».– Ну, что можно сказать... На мой взгляд, сама система формирования палаты сводит на нет всю ее общественную значимость. Первую треть палаты единолично и под себя подбирает глава города. Еще одну треть депутаты: тоже особо ни с кем не советуясь о том, кого лучше туда делегировать. Ну и последнюю треть – уже избранные представителями двух ветвей власти шестнадцать членов палаты, скорее всего, по рекомендации тех, кто их туда избрал.
Может ли такой орган по сути своей быть общественным? Считаю, что нет, так как общественность тут совсем не при делах.
Вот, помню, когда главой Дзержинска был Сергей Попов, и у нас формировался первый состав Общественной палаты, была предпринята попытка избрания туда людей демократичным путем через электронное голосование, в котором мог принять участие каждый дзержинец и проголосовать за того, кого считал наиболее достойным представлять интересы горожан в Общественной палате. И кандидатов в палату тогда много было, и голосование за них очень активно шло. Люди голосовали за тех, кого знали, кому доверяли.
Но, видимо, результаты этих общенародных выборов оказались не теми, какие требовались власти, голос народа не совпал с чаяниями чиновников, и результаты электронного голосования аннулировали. А вот как раз тот состав палаты мог бы законно именоваться общественным. Увы.
В итоге первый состав Общественной палаты был избран волевым решением Попова, и прошли туда многие из тех, кто в электронном общенародном голосовании участия даже не принимал, так как понимали, что горожане их в палату ни за что не выберут.
Вот и сейчас... Мало того, что в Общественную палату «навыбирали» людей так или иначе зависимых от власти, чиновников, половину из них жители даже не знают. Что там говорить, мне давно приходится вариться в этом «компоте», и то о некоторых «общественниках» из нового состава имею весьма поверхностное представление.
Единственно, что в меня вселяет некоторую надежду на то, что Палата все-таки не во всем будут смотреть в рот власти – фигура ее председателя Валерия Чумазина. Я его знаю давно и в бытность его главой города довелось решать с ним многие вопросы. Он человек работоспособный, плюс богатый жизненный опыт. И дай Бог, чтобы он смог превратить палату в действительно работоспособный общественный институт, отстаивающий, прежде всего, интересы города и горожан.
Алла ЕГОРОВА.
Последние новости
Советы проктолога для нижегородцев
Специалисты советуют изменить привычки для улучшения здоровья.
Гуманитарная помощь для бойцов СВО в Дзержинске
Город Дзержинск активно поддерживает солдат, отправляя гуманитарные грузы.
Поздравление молодых мам в Дзержинске
Глава города Михаил Клинков посетил перинатальный центр в преддверии Дня матери.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией