Уголовная ответственность за преступления в сфере безопасности дорожного движения
Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения установлена главой 27 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой содержится 11 статей.
Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения установлена главой 27 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой содержится 11 статей. Статьей 264 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть потерпевшего. Уголовная ответственность наступает для виновника ДТП, когда в результате ДТП потерпевшему или нескольким потерпевшим причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть. В зависимости от количества потерпевших и состояния водителя в момент ДТП закон предусматривает различные виды уголовного наказания.
Кроме того, относительно недавно, а именно с 2015 года в Уголовный кодекс РФ введена статья 264.1. Ответственность по данной статье наступает, если ранее виновник ДТП был подвергнут административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Либо виновник ДТП имел судимость за совершение в состоянии опьянения указанных выше нарушений либо за нарушение ПДД или эксплуатацию транспортного средства, совершенные в состоянии опьянения и повлекшие тяжкий вред здоровью либо смерть человека или двух и более лиц.
К сожалению, нередки случаи, когда водители управляют транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения. В таком состоянии они не могут контролировать свои действия, быстро реагировать на непредвиденные ситуации на дороге. В результате на дорогах возникают ситуации повышенной опасности, имеющие трагические последствия для водителей, пассажиров и иных участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Факт употребления водителем алкоголя устанавливается по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, в том числе медицинского. Наличие в организме водителя наркотических средств или психотропных веществ определяется по результатам химико-токсикологических исследований или по результатам судебной экспертизы Совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения влечет за собой лишение свободы на значительный срок, например, если ДТП повлекло смерть человека, виновному лицу грозит наказание до 15 лет лишения свободы.
Помимо этого, санкциями статей 264 УК РФ и 264.1 УК РФ предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами. Максимальный срок дополнительного наказания составляет 3 года. Причем, если лицо отбывает реальное лишение свободы, данное лишение распространяется на весь срок его пребывания в местах лишения свободы, но начинает течь с момента его освобождении. То есть, если виновнику ДТП со смертельным исходом назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы с лишением права управления автомобилем на 3 года, он не может сесть за руль все 6 лет, то есть не может быть трудоустроен администрацией учреждения, где он отбывает наказание, если работа связана с необходимостью водить автомобиль. При этом, после освобождения из исправительного учреждения он не может садиться за руль еще 3 года. Таким образом, лицо лишается возможности водить автомобиль на 9 лет.
Субъектом преступлений, предусмотренных статьями 264 УК РФ и 264.1 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. В последнем случае за нарушение соответствующих правил обучающимся ответственность несет инструктор. Исключение составляют случаи нарушения обучаемым указаний инструктора, за что обучаемый несет ответственность самостоятельно.
Лица, совершившие ДТП с тяжким исходом, покидают место происшествия по разным причинам. Чаще всего это происходит из-за стремления избежать ответственности (в том числе скрыть факт своего опьянения с целью уменьшения грозящего по закону наказания), что по смыслу довольно близко к стремлению сокрыть преступление. С 2019 года оставление места ДТП, в котором погибли люди или был причинен тяжкий вред здоровью, стало преступлением, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Таким образом, появление нового квалифицирующего признака – сопряженности деяний, предусмотренных ст. 264 УК РФ, с оставлением места их совершения – продиктовано необходимостью восполнить законодательный пробел, при котором лицо, совершившее в состоянии опьянения преступление и скрывшееся с места ДТП, могло избежать ответственности, если к моменту его задержания установить факт опьянения посредством именно медицинского освидетельствования было невозможно. До введения данной нормы складывалась ситуация, когда водитель на момент автоаварии был пьян, но признать его таковым было нельзя, поскольку к моменту задержания он, как правило, был уже трезв. Поэтому теперь оставление места ДТП, если потерпевшим причинен тяжкий вред здоровью, или смерть, влечет ответственность аналогичную ответственности за наступление данных последствий в результате действий водителя, находящегося в состоянии опьянения.
Бывает, что водитель вынужден покинуть место ДТП, например для доставления пострадавшего от ДТП в больницу для оказания экстренной помощи. Однако, если после доставления в поликлинику потерпевшего к месту происшествия он не возвратился, данный водитель будет считаться оставившим место ДТП.
Источник: Прокуратура ЗАТО г.Саров
Последние новости
Павел Тимощенко успешно прошел аттестацию в Приволжской транспортной прокуратуре
Молодой прокурор продемонстрировал отличные знания законодательства и принял Присягу.
Новые достижения хоккейного клуба: успехи и планы на будущее
Хоккейный клуб демонстрирует стабильно высокие результаты в текущем сезоне.
Отказ от проведения праздников в Нижнем Новгороде в 2025 году
Администрация города сосредоточится на праздновании 80-летия Победы.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку