12 февраля – день памяти блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой)
Блаженная Пелагия Ивановна родилась в октябре 1809 года в городе Арзамасе, росла и воспитывалась в доме сурового отчима.
Текст Татьяны Гариной
Блаженная Пелагия Ивановна родилась в октябре 1809 года в городе Арзамасе, росла и воспитывалась в доме сурового отчима. По рассказам матери, девочка отличалась странностями: «Уйдет, бывало, в сад, поднимет платьице, станет и завертится на одной ножке, точно пляшет. Уговаривали ее и срамили, даже и били, но ничто не помогало; так и бросили».
Пелагия с самых ранних лет обнаруживала в себе необыкновенное терпение и твердую волю. Она выросла высокой, стройной, красивой, и мать, как только дочери минуло 16 лет, постаралась поскорее выдать «дурочку» замуж. 23 мая 1828 года в Иоанно-Богословской церкви состоялось венчание Пелагии Ивановны и Сергея Васильевича Серебренникова, арзамасского мещанина, служившего приказчиком у купца Попова. Однажды молодые супруги побывали в Саровской пустыни. Преподобный Серафим ласково принял их и, отпустив мужа в гостиницу, долго беседовал с Пелагией наедине. О чем они говорили, осталось тайной, но только, выйдя из кельи, старец поклонился ей до земли и дал в руки четки со словами: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру».
После этого она с каждым днем как будто все более начала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее, сажал на цепь. Однажды, по просьбе родственников, городничий приказал высечь Пелагию Ивановну, да так, что кровь залила весь пол, а кожа у блаженной свисала клочьями. В следующую же ночь городничему приснился ужасный сон: он увидел себя в адских муках за истязание избранной рабы Христовой.
В 1837 году Пелагию Ивановну привезли в Дивеево, где ей было предназначено просиять необычайными подвигами. Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Ходила «на свою работу» – кидала кирпичи в яму с грязной водой; все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает.
Во время смуты в Дивеевской обители в 1861 году, когда развернулась борьба между защищавшими заветы своего отца и основателя преподобного Серафима сестрами и врагом человечества в лице отца иеромонаха Иоасафа и его поклонниц, блаженная по-своему воевала за правду: что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке. О непростом периоде, пережитом обителью, в официальном описании монастыря тех лет говорится следующее. «При слабой настоятельнице новообразовавшейся Серафимо-Дивеевской общины Ирине Прокофьевне Кочеуловой все совершенно забравший в личное насильственное и самопроизвольное распоряжение свое Иван Тихонов (впоследствии иеромонах Иоасаф) всем, чем лишь было возможно, теснил и преследовал серафимовских, постепенно стараясь, под всевозможно благовидными предлогами, уничтожить все серафимовское, святым старцем, по приказанию Матери Божией, заповеданное, заменяя то лично своим, новым».
Эта война производила сильнейшее впечатление. Как известно из уст самого преподобного Серафима, истинных блаженных и Христа ради юродивых бывает мало. Много было порочных людей, самопроизвольно взявших на себя этот великий и тяжелый подвиг и руководимых врагом человечества. Но истинные блаженные узнаются по необъяснимой на словах чистоте и святости взора, проникающего в сердце человека, по образу их жизни и, в особенности, по неподражаемой речи. Все они «воюют» одинаково. Это непонятное, на первый взгляд, буйство делается совершенно понятным, если вспомнить, что блаженные, еще живя на земле, имеют духовные очи, явно видящие Ангелов и духов злобы. Такая «война» есть борьба с духами злобы, являющимися смущать, соблазнять человечество и возбуждать вражду между людьми.
После окончания смуты блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. По воспоминаниям художника Михаила Петрова, которого Пелагия Ивановна нарекла своим духовным сыном, старица очень любила цветы и если брала их в руки, то всегда задумчиво перебирала их, тихо нашептывая молитву. Цветы утешали ее. Перебирая их и любуясь ими, она и сама делалась светлою и радостною, точно обитала уже в другом мире.
В Дивеево к блаженной Пелагии Ивановне стекались люди разных званий и состояний. Все спешили увидеть ее и услышать мудрое слово назидания, утешения, духовного совета или же обличения и укора – каждому по потребе. И она, обладая даром прозорливости, говорила каждому, что для него было нужно и душеспасительно, — с иным ласково, а с иным грозно, иных же вовсе отгоняла от себя и бросала в них камнями, других жестоко обличала. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости. Она знала мысли приходивших к ней, видела давно свершившиеся, словно сама там присутствовала, даже заочно помогала всем призывавшим ее в бедах и недугах. Иногда она ударяла по больному месту человека, или поила чаем из своей чашки, и после этого больные исцелялись и не чувствовали прежних болей.
Прожив 45 лет в обители, блаженная скончалась 12 февраля 1884 года. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения при большом стечении народа. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались приходившими ко гробу и заменялись новыми.
Осенью 1990 года за старой лиственницей у алтаря дивеевского Троицкого собора было определено место захоронений трех юродивых – Пелагии, Параскевы и Наталии. Тогда же на их могилах были установлены деревянные кресты, сделана оградка, посажены цветы. 20 октября 1991 года, в день Ангела Пелагии Ивановны, впервые после многих лет была отслужена панихида на ее могиле. После этого панихиды или литии в памятные дни на могилах блаженных стали обязательными, а с сентября 1994 года они стали регулярно служиться и по субботам после ранней литургии.
По молитвам блаженной Пелагии Ивановны Господь являет Свою милость и в наши дни. Ныне блаженная Пелагия Ивановна почивает в мощах в Казанском храме Серафимо-Дивеевской обители вместе с блаженными Параскевой Ивановной и Марией Ивановной. 31 июля 2004 года все они были причислены к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. В сентябре того же года совершилось обретение святых мощей блаженных стариц. В октябре 2004 года Архиерейский собор благословил общецерковное прославление Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Последние новости
Павел Тимощенко успешно прошел аттестацию в Приволжской транспортной прокуратуре
Молодой прокурор продемонстрировал отличные знания законодательства и принял Присягу.
Новые достижения хоккейного клуба: успехи и планы на будущее
Хоккейный клуб демонстрирует стабильно высокие результаты в текущем сезоне.
Отказ от проведения праздников в Нижнем Новгороде в 2025 году
Администрация города сосредоточится на праздновании 80-летия Победы.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований