18 декабря. Преподобного Саввы Освященного. Святителя Гурия, архиепископа Казанского. Мученика Анастасия Аквилейского.
05 декабря по старому стилю / 18 декабря по новому стилю воскресенье Неделя 27-я по Пятидесятнице.
05 декабря по старому стилю / 18 декабря по новому стилю
воскресенье
Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
Рождественский пост.
Разрешается рыба.
Прп. Саввы Освященного (532).
Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV).
Сщмч. Илии Четверухина пресвитера (1932); прмч. Геннадия Летюка (1941); св. Сергия Правдолюбова исп., пресвитера (1950).
Утр. – Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12–35. Лит. – Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 85 зач., XVII, 12–19 (Недели 29-й) *. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.
На утрене катавасия «Спасе́ люди...» – ирмосы 2-го рождественского канона.
Тропарь и кондак воскресные 2-го гласа
Тропарь:
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Кондак:
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Aда́м свесели́тся,// и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.
Тропарь преподобного Саввы Освященного, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Саввы Освященного, глас 8:
́Яко от младе́нства Бо́гу же́ртва непоро́чная/ прине́слся еси́ доброде́телию, Са́вво блаже́нне,/ садоде́латель быв благоче́стия,/ те́мже был еси́ преподо́бных удобре́ние,/ граждани́н же пусты́нный достохва́лен.// Те́мже зове́м ти: ра́дуйся, Са́вво пребога́те.
* По расписанию рядовых евангельских чтений, учитывающему Воздвиженскую преступку, на Неделю 27-ю приходится рядовое Евангелие Недели 28-й – о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), которое, по Уставу, положено читать в Неделю святых праотец, а на Неделю 28-ю, совпадающую в этом году с Неделей святых праотец, приходится Евангелие Недели 29-й. Поэтому в Неделю 27-ю следует прочесть Евангелие Недели 29-й (Лк., 85 зач.), а в Неделю 28-ю – Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.).
Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.
В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу († 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского († 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.
Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.
Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Он родился в подмосковном городке Радонеже в дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим.
Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию. Поддерживаемый святым Варсонофием († 1576, память 11 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.
В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти († 5 декабря 1563 года) принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 4 октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия. Митрополит Казанский святитель Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси, – 1613; память 12 мая) присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей. 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.
Преподобные Карион монах и сын его Захария. Преподобный Карион жил в одном из египетских скитов в IV веке. В миру у него остались жена и двое детей. Когда в Египте наступил голод, жена преподобного Кариона принесла к скиту детей и пожаловалась на нищету и трудности жизни. Святой взял себе сына, а дочь отдал матери.
Он воспитывал святого Захарию в скиту, и всем было известно, что это его сын. Но когда отрок вырос, монастырская братия стала роптать. Тогда отец и сын ушли в Фиваиду. Но и там их преследовало неудовольствие иноков. Тогда святой Захария пошел к ядовитому озеру, погрузился до ноздрей в воду и пробыл в ней час. Лицо и тело его покрылись струпьями, словно у прокаженного, и даже отец едва узнал его. Но когда преподобный Захария причащался, о нем было открыто святому пресвитеру Исидору, и он сказал: «Чадо, в прошлое воскресенье ты причащался, как человек, а ныне, как ангел».
После смерти отца, преподобный Захария стал подвизаться вместе с преподобным Моисеем Мурином (память 28 августа). «Что мне делать, чтобы спастись?» – спросил преподобный Моисей. Услышав это, преподобный Захария пал к его ногам и сказал: «Ты ли меня спрашиваешь; отче!» «Поверь мне, чадо Захария, – убеждал его преподобный Моисей, – я видел, как на тебя сошел Дух Святой, и только потому и спросил тебя». Тогда преподобный Захария снял с головы куколь, положил у своих ног и, поправ его, сказал: «Если не сотрется так человек, не может быть монахом». При его кончине преподобный Моисей спросил: «Что видишь, брат?» «Не лучше ли молчать, отче?» – ответил преподобный Захария. «Ей, чадо, молчи», – согласился преподобный Мурин. Когда душа преподобного Захарии разлучалась с телом, святой авва Исидор, подняв взор к небу, сказал: «Веселись, чадо мое Захарие, ибо тебе отверзлись врата Царствия Небесного». Преподобный Захария скончался в конце IV века и был погребен в скиту.
Святой мученик Анастасий жил в III веке в городе Аквилее (Северная Италия). За миссионерскую деятельность в городе Салоне (ныне Солин, Хорватия) он был схвачен и приведен к судье. Отважно и без колебаний исповедал мученик Анастасий Христа Истинным Богом и Творцом всей твари. Решением суда он был приговорен к смертной казни. Тело святого Анастасия язычники бросили в море. Праведная христианка, богатая матрона Аскалопия, обрела тело мученика Анастасия и с почестями погребла в своей домашней церкви. Мощи святого мученика ознаменовались многими чудесами.
Преподобномученик Геннадий (в миру Григорий Лаврентьевич Летюк) родился в 1874 году в селе Беловоды Мариупольского уезда Харьковской губернии, в семье украинского крестьянина. В 1889 году Григорий окончил земскую школу, в 1895 поступил послушником в Петропавловский монастырь Черниговской губернии. В том же 1895 году послушник Григорий был призван в тыловое ополчение на один месяц, после чего был переведен в Белогостицкий монастырь Ярославской губернии, где позже принял монашеский постриг с именем Геннадий и был рукоположен в священный сан. С 1928 года, после закрытия монастыря, отец Геннадий служил священником в различных приходах Ростовского уезда.
В 1929 году иеромонах Геннадий был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», но за недоказанностью обвинения вскоре освобожден. После освобождения из-под ареста отец Геннадий служил на приходах Ростовского уезда и с 1938 года был настоятелем храма в селе Петровское Ярославской области (ныне поселок Петровск).
19 февраля 1941 года отца Геннадия арестовали и обвинили в «дискредитации существующего строя, клевете на Конституцию, руководителей партии и правительства». Подтвердить обвинение следствия отец Геннадий отказался. 9 мая 1941 года он был осужден по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР как «участник а/с группы церковников» и приговорен к 8 годам лишения свободы. 9 июня 1941 года отец Геннадий написал кассационную жалобу на несправедливость приговора, в которой подтвердил свою невиновность в антигосударственном преступлении. В этот же день из его приговора была исключена ст. 58-11, но положение осужденного не изменилось. Допросы и тюремное заключение подорвали здоровье и силы 67-летнего иеромонаха, и 18 декабря 1941 года он скончался в Ярославской тюрьме. Место его погребения неизвестно.
Последние новости
Советы проктолога для нижегородцев
Специалисты советуют изменить привычки для улучшения здоровья.
Гуманитарная помощь для бойцов СВО в Дзержинске
Город Дзержинск активно поддерживает солдат, отправляя гуманитарные грузы.
Поздравление молодых мам в Дзержинске
Глава города Михаил Клинков посетил перинатальный центр в преддверии Дня матери.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку