19 июня. Преподобного Виссариона, чудотворца Египетского. Преподобного Варлаама Хутынского. Преподобного Илариона Нового.
06 июня по старому стилю / 19 июня по новому стилю воскресенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
06 июня по старому стилю / 19 июня по новому стилю
воскресенье
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й.
Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)*.
Поста нет.
Прп. Виссариона Египетского, чудотворца (IV–V). Прп. Илариона Нового (845).
Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).
Прп. Рафаила Шейченко исп. (1957).
Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец», «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых) и Пименовской (принесена в Москву в 1387 г.).
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30.
Служба только по Триоди. С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя...».
Тропарь воскресный 8-го гласа
Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́, и Е́ва лику́ет во Твое́м Воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.
Тропарь всех святых, глас 4:
́Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак всех святых, глас 8:
́Яко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики,/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
* В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).
Мысли свт. Феофана Затворника
(Евр.11:33–12:2; Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30)
Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа.
Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли.
Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать – учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
Преподобный Виссарион, чудотворец Египетский, по происхождению египтянин, еще в молодости крестился и вел строгую жизнь, стараясь сохранить данную ему при Крещении благодать. Желая узнать ближе монашескую жизнь, он предпринял путешествие по святым местам, был в Иерусалиме, посетил преподобного Герасима (память 4 марта) в Иорданской пустыне, видел и других пустынников, поучаясь у всех правилам иноческой жизни. По возвращении он принял постриг и стал учеником преподобного Исидора Пелусиота (память 4 февраля). Святой Виссарион принял на себя обет безмолвия, вкушал пищу один раз в неделю, а иногда оставался без пищи и питья по 40 дней. Был случай, когда преподобный, погрузившись в молитву, стоял неподвижно 40 дней и 40 ночей без пищи и сна.
От Бога преподобный Виссарион получил дар чудотворений: когда его ученику в пути сильно захотелось пить, он усладил горькую воду; по его молитве Господь посылал на землю дождь, он мог, как по суше, переходить реки; одним словом изгонял бесов, но делал это прикровенно, чтобы избежать славы. Смирение его было так велико, что, когда однажды священник велел одному из насельников скита, впавшему в грех, выйти из храма, вместе с ним вышел и преподобный со словами: «и я грешен». Спал преподобный Виссарион только стоя или сидя. Большую часть жизни святой провел под открытым небом в молитвенном уединении. Мирно отошел ко Господу, достигнув глубокой старости.
Преподобный Варлаам Хутынский жил в ХII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах: сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» ( 2 Фес. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний – сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.
Преподобный Иларион Новый, Далматский
Преподобный Иларион Новый родился от благочестивых родителей Петра и Феодосии, которые воспитали его в добродетели и наставили в Священном Писании. В двадцатилетнем возрасте святой Иларион постригся в монашество в Исихийской обители вблизи Византии, а оттуда перешел в Далматскую обитель, где принял великую схиму и стал учеником преподобного Григория Декаполита (память 20 ноября). Преподобный глубоко почитал своего Богоносного соименника – преподобного Илариона Великого (память 21 октября), он стремился подражать его жизни, потому и был прозван Иларионом Новым. В Далматской обители его посвятили во пресвитера. После смерти игумена братия хотели избрать на это место святого Илариона, но он, узнав об этом, тайно удалился в Византию.
Тогда монахи Далматской обители прислали святителю Патриарху Никифору ходатайство о назначении преподобного Илариона игуменом. Патриарх призвал святого и убедил его дать согласие. Преподобный Иларион из святого послушания подчинился. В течение 8 лет он мирно управлял монастырем. В 813 году императорский престол занял иконоборец Лев Армянин (813–820). Преподобный отказался хулить святые иконы и дерзновенно обличил императора в ереси, за что претерпел много истязаний. Несколько раз его заключали в темницу, морили голодом и жаждой. Нечестивый патриарх Феодот, занявший место изгнанного Патриарха Никифора, учинил преподобному много мучений, добиваясь отречения от Православия. Монахи Далматской обители явились к императору и просили его отпустить святого, обещая повиноваться императорской воле. Но, возвратившись в монастырь, преподобный Иларион и все далматские иноки продолжали чтить святые иконы. Разгневанный император вновь заключил преподобного в темницу. Всеми силами добиваясь отречения, он предавал святого на истязания и заточал в темницы.
Но кара Божия постигла злочестивого императора: он был изрублен своими же воинами в храме, на том самом месте, где когда-то в первый раз низринул святую икону. Новый император Михаил II Косноязычный (820–829) освободил преподобного Илариона из заточения, и святой поселился в уединенной келлии. Когда отошел во Господу преподобный Феодор Студит (память 11 ноября), так же пострадавший за святые иконы, преподобный Иларион удостоился видеть Ангелов, возносивших на Небо святую душу Феодора.
При императоре-иконоборце Феофиле (829–842) преподобного Илариона вновь взяли под стражу и, жестоко избив, заточили на острове Афусии.
После смерти Феофила святая императрица Феодора (842–855) повелела возвратить исповедников из ссылки. Преподобный Иларион вернулся в Далматскую обитель, вновь принял в ней игуменство и мирно скончался в 845 году.
Преподобный Паисий Угличский, игумен
Преподобный Паисий Угличский, Игумен Покровского монастыря близ Углича; был племянником преподобного Макария Калязинского († 1483 г.). По смерти родителей 11-летним отроком св. Паисий пришел в обитель своего дяди, который и облек его в иноческие одежды. Под руководством преподобного Макария юный инок проводил жизнь в подвигах послушания, поста и молитвы, занимаясь переписыванием душеспасительных книг. В 1476 г. по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича общежительный Покровский монастырь, в котором и был избран игуменом. Подвизаясь в Покровской обители, преподобный Паисий достиг глубокой старости и скончался в 1504 г. Мощи его, прославленные чудесами, почивают под спудом в Покровской обители.
Святитель Иона, епископ Великопермский , был преемником убитого вогуличами в 1455 году святителя Питирима, епископа Пермского (память 19 августа). В 1462 году святитель Иона обратил во Христу жителей Великой Перми. Для распространения и утверждения христианской веры он постоянно путешествовал по своей обширной епархии. Святитель преставился к Богу 6 июня 1470 года и был погребен в Усть-Выми в Благовещенском соборе.
Преподобный Иона Климецкий, в миру Иоанн , принял монашество и основал Троицкий Климецкий монастырь по обету.
В 1490 году он был застигнут бурей на Онежском озере. Когда уже не было никакой надежды на спасение, Иоанн воззвал к Господу, прося Его сохранить ему жизнь для покаяния и служения Богу. Лодку выбросило волнами на прибрежную отмель. Там он услышал глас Господень, повелевший ему создать обитель во Имя Живоначальной Троицы, и на можжевеловом кусте чудесно обрел Ее святую икону. Преподобный исполнил завет Господа и построил обитель с двумя храмами – во Имя Пресвятой Троицы и в честь святителя Николая, покровителя плавающих и путешествующих. Отказавшись от сана игумена, преподобный Иона оставался в обители простым иноком. Скончался преподобный 6 июня 1534 года. Впоследствии над его мощами был построен храм в честь святых Захарии и Елисаветы.
Святые преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна спасались в небольшом монастыре близ Рима. Во время гонения Диоклитиана (284–305) святые девы переоделись в мужское платье, остригли волосы и удалились в итальянскую провинцию Кампанию. Поселившись в глухом месте, они продолжали подвизаться в посте и молитвах. Получив от Бога дар исцеления, они врачевали местных жителей, обращая ко Христу многих язычников. Узнав о них, правитель области Леонтий приказал привести их в город Салерно. Он угрожал святой Архелае отдать ее на поругание и предать смерти, если она не принесет жертву идолам. С твердой надеждой на помощь Божию святая отказалась покориться приказу и обличила безумие кланяющихся бездушным истуканам. Тогда правитель приказал отдать святую на растерзание голодным львам, но звери покорно легли у ее ног. В ярости правитель приказал убить львов, а святых дев заключить в темницу.
Наутро, подвесив святую Архелаю, мучители стали строгать ей бока железными орудиями и поливать раны горячей смолой. Святая только громко молилась: внезапно над ней показалось сияние и послышался глас: «Не бойся, Я с тобой». Сила Божия защищала святую: когда хотели раздавить ее огромным камнем, Ангел оттолкнул его в другую сторону, и он раздавил самих палачей. Судья приказал воинам обезглавить святых дев, но воины не смели поднять руку на святых. Тогда святые Архелая, Фекла и Сосанна сказали воинам: «Если не исполните приказания, то не будете иметь чести с нами». Святые мученицы были обезглавлены († 293).
ПИМЕНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Иконографический тип Пименовской иконы Божией Матери – Богородица Одигитрия.
Первое упоминание об иконе относится ко второй половине XVI века. Краткая запись в Книге Степенной царского родословия о двух мироточивых иконах в Москве – Богоматери и Николая Чудотворца была дополнена следующим сообщением: «Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в царском дворе в церкви у Благовещения пресвятыя Богородицы во святем олтари».
Название иконы связано с именем митрополита Пимена, который, по преданию, привез чудотворную икону из Константинополя в 1381 либо 1386 году.
Сначала икона находилась в алтаре Успенского собра Московского Кремля, затем была перенесена в Благовещенский собор. До 1918 года находилась в Мироваренной палате Кремля, затем – в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 году была передана в Третьяковскую галерею.
Табынская икона Божией Матери, прославившаяся многими чудесами, явилась во второй половине XVI века иеродиакону монастыря, находившегося близ села Табынского, Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.
Для почитания святой образ носили в Казань и Уфу, откуда он исчез, чудесным образом явившись вновь на соленом ключе близ села Табынского, где и был оставлен в монастыре. С 1676 года сведений об иконе не было, пока в первой половине XVIII века образ не нашли башкиры и не надругались над ним. В наказание они ослепли и долго блуждали по лесу, пока один, раскаявшись, не прозрел.
В 9-ю пятницу по Пасхе, когда была обретена икона, огромное количество верующих собиралось в селе Табынском, а в следующее воскресенье икону носили на «Святые ключи» – место явления святого образа Пресвятой Богородицы.
Уже в XX веке, в 1918 году, Табынская икона была вывезена атаманом казачьего войска Дутовым в Китай. Там она находилась в православном монастыре Харбина, по некоторым источникам, вплоть до 1948 года. Здесь Табынская икона так прославилась своими чудесами, что даже китайцы молились ей, говоря: «Табынская икона приносит удачу». После 1948 года икона была вывезена сначала в Австралию, затем в США, в город Сан-Франциско. Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас – неизвестно.
Курская икона «Знамение» Божией Матери – одна из древнейших икон Русской Церкви. В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Однажды в окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева икону, обращенную ликом к земле. Охотник поднял ее и увидел, что изображение иконы подобно иконе «Знамение» Новгородской. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 1259 года. Охотник не решился оставить икону в лесу и, построив на месте обретения небольшую деревянную часовню, поставил в ней новоявленный образ Богоматери.
Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне.
Икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.
Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и оставалась до 12 сентября, а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Этот крестный ход был установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в последний раз пребывала на русской земле 14 сентября 1920 года в Крыму, в войсках, сражавшихся против большевиков. Покинув Россию в 1920 г., святая икона стала «Одигитрией» (Путеводительницей) Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). В курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.
Последние новости
Советы проктолога для нижегородцев
Специалисты советуют изменить привычки для улучшения здоровья.
Гуманитарная помощь для бойцов СВО в Дзержинске
Город Дзержинск активно поддерживает солдат, отправляя гуманитарные грузы.
Поздравление молодых мам в Дзержинске
Глава города Михаил Клинков посетил перинатальный центр в преддверии Дня матери.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку