19.05.2023

20 мая. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мученика Акакия сотника. Преподобного Нила Сорского.

7 мая по старому стилю / 20 мая по новому стилю суббота Седмица 5-я по Пасхе.

7 мая по старому стилю / 20 мая по новому стилю
суббота
Седмица 5-я по Пасхе. Глас 4.
Поста нет.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303).
Прп. Нила Сорского (1508). Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцми́ндского, И́се (Иессея), еп. Цилка́нского, Иосифа, еп. Алаве́рдского, Иси́дора Самтави́сского, Михаила Улумбо́йского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815). Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Сщмч. Михаила Околовича пресвитера (1938)*.
Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

Деян., 37 зач., XV, 35–41. Ин., 38 зач., X, 27–38. Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35**.

* Память священномученика Михаила Околовича перенесена на 7 мая в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 13 октября 2021 года.
** Если совершается полиелейная служба прп. Нила Сорского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь воскресный, глас 4:
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о самаряныне, глас 8:
Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня/ ви́де Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́вшися оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, яко присносла́вная.

Тропарь Креста, глас 8:
Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я и ве́рныя Твоя́,/ я́же и спаса́й вы́ну в ми́ре,// моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

Кондак Креста, глас 4:
Отве́рзый Небеса́ заключе́нная, на Небеси́ пресве́тлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ Пречи́стый Крест:/ те́мже, сия́ние его́ де́йства прие́мше, к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Тропарь преподобного Нила Сорского, глас 4:
Удали́вся, бе́гая дави́дски, ми́ра,/ и вся, я́же в нем, я́ко уме́ты, вмени́в,/ и, в ме́сте безмо́лвне всели́вся,/ духо́вныя ра́дости испо́лнился еси́, о́тче наш Ни́ле,/ и, еди́ному Бо́гу изво́лив служи́ти,/ процве́л еси, я́ко фи́никс,/ и, я́ко лоза́ благопло́дна,/ умно́жил еси́ ча́да пусты́ни./ Тем благода́рственно вопие́м:/ сла́ва Укре́пльшему тя в по́двиге пустынножи́тельства;/ сла́ва Избра́вшему тя в Росси́и/ отше́льником уставополо́жника изря́дна;// сла́ва моли́твами твои́ми и нас Спаса́ющему.

Ин тропарь преподобного Нила Сорского, глас 1:
Мирска́го жития́ отве́ргся/ и мяте́жа жите́йскаго бе́гая,/ преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Ни́ле,/ не облени́лся еси́ собра́ти цве́ты ра́йския от писа́ний оте́ческих/ и, в пусты́ню всели́вся,/ процве́л еси́, я́ко крин се́льный,/ отоню́дуже преше́л еси́ и в Небе́сныя оби́тели;/ научи́ и нас, че́стно почита́ющих тя,/ твои́м ца́рским путе́м ше́ствовати// и моли́ся о душа́х на́ших.

Кондак преподобного Нила Сорского, глас 8:
Любве́ ра́ди Христо́вы удали́вся мирски́х смуще́ний,/ ра́достною душе́ю всели́лся еси в пусты́ни,/ в не́йже подвиза́вся до́бре, я́ко А́нгел на земли́, о́тче Ни́ле, пожи́л еси́:/ бде́нием бо и посто́м те́ло свое́ изнури́л еси́ ве́чныя ра́ди жи́зни./ Ея́же ны́не сподо́бився,/ во све́те неизрече́нныя ра́дости Пресвяте́й Тро́ице со святы́ми предстоя́,/ моли́, мо́лимтися, припа́дающе, ча́да твоя́,/ сохрани́тися нам от вся́каго наве́та и злых обстоя́ний/ ви́димых и неви́димых враг// и спасти́ся душа́м на́шим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 15, 35-41; Ин. 10, 27-38). "Когда не верите Мне, верьте делам Моим", говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это - исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его - истина. Для нас к тем делам присоединилось еще - дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? - опять "искали схватить Его". Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы "схватить" не Господа - ибо это не по силам их - а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений

.

Явление Креста на небе в Иерусалиме,

После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Святой Пятидесятницы, 7 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над святой Голгофской горой, на которой был распят Господь (Мф. 27, 32–33; Ин. 19, 17, 41; Евр. 13, 12), и достигало горы Елеонской (Ин. 8, 1; 18, 2), отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения.

О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл (350–387) известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к православной вере. Историк Древней Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли Святое Крещение.

Мученик Акакий сотник

Святой мученик Акакий,   живший в III столетии, родился в Каппадокии и был сотником Мартисийского полка при военачальнике Фирме. Когда по приказу императора Максимиана Галерия (305–311) началось гонение на христиан, Фирм начал поочередно допрашивать своих воинов о вере. Тогда святой Акакий твердо и открыто исповедал себя христианином. Видя непреклонность святого Акакия, Фирм послал его к высшему военачальнику Вивиану. Вивиан предал святого жестоким мукам. После пыток его заключили в тяжкие оковы и посадили в темницу. Немного спустя мученика вместе с другими узниками повели в Византию к правителю. Сопровождавшие их воины шли быстро, не оказывая узникам милосердия, и святой Акакий изнемогал на пути от ран, тяжких оков, голода и жажды. Когда же наконец остановились на ночлег, святой Акакий вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Святое Имя. Во время молитвы святой услышал голос с неба: «Мужайся, Акакий, и крепись!» Этот голос слышали и другие узники, многие из которых уверовали во Христа и просили святого наставить их и утвердить в христианской вере.

В Византии святого мученика поместили в тяжкое заключение, другим же узникам предоставили более легкие условия. Ночью узники увидели, как к святому Акакию явились светлые юноши и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Через семь дней Вивиан вновь призвал святого Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг сторожа избиению. Тогда святой Акакий сам ответил Вивиану: «Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны». Вивиан в бешеном гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы за непрошеные речи. Стремясь еще более увеличить и продолжить мучения святого Акакия, Вивиан отослал его к правителю Флаккину с письмом. Но, прочитав письмо, Флаккин возмутился, что Вивиан так долго и жестоко мучил воина, имевшего почетное звание центуриона, и приказал без промедления обезглавить мученика. На месте казни святой Акакий возвел очи к небесам, воздав Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученическую кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это произошло в 303 году. При Константине Великом мощи святого мученика Акакия покоились в Константинополе в храме, построенном в его честь, впоследствии они были перенесены в Калабрию, в город Сцилляцию. Святой мученик Акакий особенно помогает обращающимся к нему с молитвой в борьбе с плотью, что испытал на себе святой Епифаний, ученик святого Андрея юродивого.

Нил Сорский

Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского (память 9 июня). Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келлию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне. По завету преподобного Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме – ясность, в сердце – сокрушение и любовь. В своих письменных трудах – «Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне» и «Уставе» преподобный Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень – отречение от мира, в частности, всяких мирских развлечений; вторая – непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти. В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов. Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.

  Пре­по­доб­ный Иоанн Зе­даз­ний­ский и 12 его уче­ни­ков: Авив, епи­скоп Некрес­ский, Ан­то­ний Март­коб­ский, Да­вид Га­реджий­ский, Зе­нон Икалт­ский, Фад­дей Сте­панц­миндский, Исе, епи­скоп Цил­кан­ский, Иосиф, епи­скоп Алаверд­ский, Ис­и­дор Сам­та­вий­ский, Ми­ха­ил Улум­бий­ский, Пирр Брет­ский, Сте­фан Хир­ский, Шио Мгвим­ский   – свя­тые си­рий­ские (кап­па­до­кий­ские) по­движ­ни­ки, ос­но­ва­те­ли гру­зин­ско­го мо­на­ше­ства, при­шед­шие в Гру­зию из Кап­па­до­кии в се­ре­дине VI ве­ка. Три­на­дцать свя­тых кап­па­до­кий­ских от­цов, ве­ро­ят­но, бы­ли гру­зи­на­ми, по­лу­чив­ши­ми ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние в зна­ме­ни­той Лав­ре свя­то­го Си­мео­на Столп­ни­ка и в дру­гих мо­на­сты­рях Си­рии и Ме­со­по­та­мии с це­лью вер­нуть­ся на ро­ди­ну и со­дей­ство­вать ее хри­сти­ан­ско­му про­све­ще­нию.

Свя­той Иоанн Зе­даз­ний­ский, гла­ва этих по­движ­ни­ков, по­лу­чил ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние в Ан­тио­хии. О ме­сте его рож­де­ния и о ро­ди­те­лях све­де­ний не со­хра­ни­лось. В мо­ло­дые го­ды он при­нял мо­на­ше­ство и пре­дал­ся уеди­нен­ной ас­ке­ти­че­ской жиз­ни, стя­жав впо­след­ствии уди­ви­тель­ную кро­тость, сми­ре­ние и дар чу­до­тво­ре­ния. Сла­ва о ду­хов­ных по­дви­гах при­влек­ла к нему мно­же­ство уче­ни­ков, из чис­ла ко­то­рых свя­той Иоанн Зе­даз­ний­ский из­брал по жре­бию 12 че­ло­век и, ис­пол­няя по­ве­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, от­пра­вил­ся с ни­ми в Гру­зию. По до­ро­ге они по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го Си­мео­на Столп­ни­ка Млад­ше­го († 596), а в Мц­хе­та, древ­ней сто­ли­це Гру­зии, пе­рей­дя «немо­к­ры­ми но­га­ми» ре­ку Ку­ру, бы­ли ра­дост­но встре­че­ны на­ро­дом, ца­рем Пар­сма­ном (542–557) и ка­то­ли­ко­сом-ар­хи­епи­ско­пом Евла­ви­ем (552–560). Ле­то­пис­цы по­вест­ву­ют, что свя­тые кап­па­до­кий­ские от­цы об­ра­ти­лись к встре­чав­шим их на гру­зин­ском язы­ке, а вой­дя в со­бор­ный храм Све­ти­ц­хо­ве­ли и про­стер­шись ниц пе­ред Жи­во­тво­ря­щим Стол­пом, сла­ви­ли и бла­го­да­ри­ли Бо­га. По бла­го­сло­ве­нию Ка­то­ли­ко­са Евла­вия свя­той Иоанн вме­сте с уче­ни­ка­ми по­се­лил­ся на го­ре Зе­да­зе­ни (от­сю­да на­име­но­ва­ние свя­то­го Иоан­на – Зе­даз­ний­ский), где неко­гда бы­ло язы­че­ское ка­пи­ще и воз­вы­шал­ся идол. По­движ­ни­ки жи­ли в ша­ла­шах, пи­та­лись тра­ва­ми и ко­ре­нья­ми, по­сто­ян­но пре­бы­вая в мо­лит­ве и ду­хов­ных раз­мыш­ле­ни­ях. К ним при­те­ка­ло мно­же­ство боль­ных, по­лу­чав­ших ис­це­ле­ния по их мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству. По­сле из­бра­ния свя­тых Ави­ва и Исе епи­ско­па­ми свя­то­му Иоан­ну яви­лась во сне Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла ему по­слать сво­их уче­ни­ков по раз­ным ме­стам Гру­зии для про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия и пас­тыр­ско­го на­зи­да­ния. Вы­слу­шав на­став­ле­ния свя­то­го Иоан­на, од­ни уче­ни­ки от­пра­ви­лись в Ка­хе­тию (Зе­нон, а впо­след­ствии – Сте­фан), дру­гие в Кар­та­ли­нию (Пирр, Ми­ха­ил, Фад­дей и Ис­и­дор).

«Все они... учи­ли на­род, на­став­ля­ли его в ве­ре, уни­что­жа­ли мрак суе­ве­рия и ис­треб­ля­ли остав­ши­е­ся в гор­ных тес­ни­нах идо­ло­слу­же­ние и ка­пи­ща, вме­сто че­го воз­дви­га­ли свя­той крест и свя­тые хра­мы, устро­я­ли в на­ро­де граж­дан­ствен­ность...»

Свя­той Зе­нон, «столп слад­ко­го по­слу­ша­ния», за­вер­шив про­по­ведь в го­рах верх­ней Ка­хе­тии, ос­но­вал мо­на­стырь в Икал­то, где и был, по­сле ве­ли­ких по­дви­гов, по­гре­бен в со­бор­ном хра­ме в честь Неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Спа­са.

Свя­той Фад­дей (по-гру­зин­ски Та­те) вна­ча­ле остал­ся в Мц­хе­та, устро­ив по по­ве­ле­нию свя­то­го Иоан­на мо­на­стырь у под­но­жия го­ры Зе­да­зе­ни для при­хо­дя­щих к учи­те­лю. По­сле смер­ти свя­то­го Иоан­на свя­той Фад­дей про­по­ве­до­вал в Кар­та­ли­нии, где ос­но­вал мно­го церк­вей, в том чис­ле храм в честь свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на в го­ро­де Урб­ни­си. Впо­след­ствии он по­се­лил­ся в пе­ще­ре на го­ре Цле­ви близ го­ро­да Кас­пи, на вер­шине ко­то­рой так­же ос­но­вал храм в честь свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на. В этой пе­ще­ре у ос­но­ва­ния хра­ма бы­ли по­гре­бе­ны мо­щи свя­то­го Фад­дея, «об­ра­за чи­стой прав­ды и ве­ры».

Свя­той Ис­и­дор, «вер­то­град доб­ро­де­те­ли», по­сле дол­гих апо­столь­ских по­дви­гов устро­ил мо­на­стырь в Сам­та­ви­си в честь Неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Спа­са, где и по­чи­ва­ют его свя­тые мо­щи.

Свя­той Ми­ха­ил мно­го по­тру­дил­ся в утвер­жде­нии хри­сти­ан­ства в го­рах верх­ней Кар­та­ли­нии и Осе­тии. Близ ме­стеч­ка Улум­би он ос­но­вал боль­шую оби­тель. В со­бор­ном хра­ме этой оби­те­ли, об­ра­щен­ной в XIX ве­ке в при­ход­скую цер­ковь, по­ко­ят­ся его свя­тые мо­щи.

Свя­той Пирр, «бо­же­ствен­ный об­раз пла­ча», ос­но­вал оби­тель на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Два­нис­ц­ха­ли близ ме­стеч­ка Бре­ти. В хра­ме оби­те­ли бы­ли по­ло­же­ны его чест­ные мо­щи.

Свя­той Сте­фан, «вен­чан­ный си­лою и ве­де­ни­ем», по­сле дол­гих апо­столь­ских тру­дов в ниж­ней Ка­хе­тии ос­но­вал оби­тель близ ме­стеч­ка Хир­сы. Он был по­гре­бен в со­бор­ном хра­ме в честь свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на, с ле­вой сто­ро­ны ал­та­ря у жерт­вен­ни­ка.

Разо­слав сво­их уче­ни­ков, свя­той Иоанн Зе­даз­ний­ский оста­вил при се­бе диа­ко­на Илию и углу­бил­ся в мо­лит­вен­ные по­дви­ги.

Свя­той Иоанн су­мел про­ти­во­сто­ять коз­ням злых ду­хов, ко­то­рых из­гнал Име­нем Хри­ста из пре­де­лов Мц­хе­та. По мо­лит­ве свя­то­го Иоан­на на го­ре За­ден (Зе­да­зе­ни) за­стру­ил­ся ис­точ­ник це­леб­ной во­ды. По­лу­чив от­кро­ве­ние о сво­ей смер­ти, пре­по­доб­ный Иоанн при­звал к се­бе уче­ни­ков – свя­то­го диа­ко­на Илию и свя­то­го Фад­дея Сте­панц­миндско­го, ко­то­рым за­ве­щал по­хо­ро­нить его в тес­ной пе­ще­ре на го­ре, на ме­сте его по­дви­гов. При­ча­стив­шись Свя­тых Тайн, пре­по­доб­ный Иоанн уви­дел от­вер­стое небо и во­ин­ство бес­плот­ных Сил Небес­ных со мно­же­ством свя­тых. В ду­хов­ном вос­тор­ге он пре­дал свою пра­вед­ную ду­шу Гос­по­ду. Кон­чи­на свя­то­го Иоан­на по­сле­до­ва­ла меж­ду 557 и 560 го­да­ми, при ка­то­ли­ко­се Ма­ка­рии (553–569). Уче­ни­ки его, по­за­быв за­ве­ща­ние пре­по­доб­но­го, в со­про­вож­де­нии сон­ма ду­хо­вен­ства пе­ре­нес­ли те­ло свя­то­го в мо­на­стырь у под­но­жия го­ры За­ден (Зе­да­зе­ни) и по­ло­жи­ли его в осо­бом скле­пе.

Но зем­ля во­круг за­ко­ле­ба­лась, и со­тря­се­ния ее не пре­кра­ща­лись до тех пор, по­ка те­ло свя­то­го Иоан­на не бы­ло по­ло­же­но в пе­ще­ре на вер­шине го­ры, как за­ве­щал пре­по­доб­ный. В Х ве­ке при ка­то­ли­ко­се-ар­хи­епи­ско­пе Кли­мен­те (908–923) на юж­ной сто­роне этой пе­ще­ры бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Иоан­на Кре­сти­те­ля, так что свя­тые мо­щи Иоан­на Зе­даз­ний­ско­го ока­за­лись в ее при­де­ле, у жерт­вен­ни­ка. Они бы­ли про­слав­ле­ны мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Гос­под­ней.

7/20 мая в Рус­ском на Афоне Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре мо­лит­вен­но чтит­ся  Со­бор всех пре­по­доб­ных рус­ских свя­то­гор­цев.   Этот день для по­чи­та­ния па­мя­ти всех свя­тых рус­ских афо­ни­тов, про­си­яв­ших на Свя­той Го­ре Афон, был утвер­жден в 2016 г. Со­бо­ром стар­цев Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на оби­те­ли схи­ар­хи­манд­ри­та Иере­мии (Але­хи­на), по­сколь­ку имен­но на этот день древ­не­рус­ская бо­го­слу­жеб­ная тра­ди­ция от­но­сит успе­ние «на­чаль­ни­ка рус­ско­го мо­на­ше­ства» прп. Ан­то­ния Пе­чер­ско­го. Кро­ме то­го, в этот же день со­вер­ша­ет­ся па­мять дру­гих свя­тых рус­ских афо­ни­тов – прп. Ни­ла Сор­ско­го и пр­­мч. Па­хо­мия Ру­сского. В этот же день чтит­ся  па­мять прп. Ни­ла Ми­ро­то­чи­во­го Афон­ско­го.

Все­го Со­бор всех пре­по­доб­ных рус­ских свя­то­гор­цев на­счи­ты­ва­ет бо­лее 60 афон­ских по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных в раз­ные вре­ме­на той или иной По­мест­ной Цер­ко­вью. Неко­то­рые из них бы­ли сер­ба­ми, гре­ка­ми и гру­зи­на­ми, од­на­ко их жизнь так или ина­че свя­за­на со Свя­той Русью или с Рус­ским мо­на­ше­ством на Афоне.

Прп. Нил Мироточивый, Афонский

Пре­по­доб­ный Нил Ми­ро­то­чи­вый   ро­дил­ся в Гре­ции, в се­ле­нии, но­ся­щем имя свя­то­го Пет­ра, За­ко­ний­ской епар­хии. Вос­пи­ты­вал­ся сво­им дя­дей, иеро­мо­на­хом Ма­ка­ри­ем. До­стиг­нув по­ло­жен­но­го воз­рас­та, пре­по­доб­ный при­нял мо­на­ше­ское по­стри­же­ние и был удо­сто­ен ру­ко­по­ло­же­ния в иеро­ди­а­ко­на, а по­том и во иеро­мо­на­ха. Же­ла­ние боль­ших по­дви­гов в ино­че­ском де­ла­нии при­ве­ло бла­жен­но­го дя­дю и пре­по­доб­но­го пле­мян­ни­ка на Афон, где Ма­ка­рий и Нил под­ви­за­лись на ме­сте, на­зы­ва­е­мом Свя­тые Кам­ни. По пре­став­ле­нии бла­жен­но­го Ма­ка­рия пре­по­доб­ный, под­ни­ма­ясь на бо­лее вы­со­кие ду­хов­ные по­дви­ги, по­се­лил­ся на ме­сте, непри­ступ­ном по­чти ни для ка­ко­го жи­во­го су­ще­ства. По от­ше­ствии к Гос­по­ду пре­по­доб­ный был про­слав­лен обиль­ным ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, за ко­то­рым при­ез­жа­ли хри­сти­ане из са­мых от­да­лен­ных стран Во­сто­ка.

Многочисленные чудеса, которые прославили  Любечскую икону Божией Матери , получившую свое наименование от местечка Любеч, что в Черниговском крае, были описаны святителем Димитрием Ростовским. Святой образ был явлен в ХI веке.

ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


В 1653 году, когда на Любеч ожидалось нападение поляков, икона была перенесена в Киев. В 1701 году обновленный в стольном граде образ вернули в Любечский храм, освященный в честь Воскресения Христова, а в Киевском Софийском соборе был оставлен точный список с чудотворной иконы, где он пребывает и поныне.

В 1874 году святая икона была помещена в серебряную ризу, искусно сделанную на средства, пожертвованные жителями местечка Любеч.

Уже в наши дни один из поздних списков чудотворной Любечской иконы Божией Матери, утерянный в страшные годы безбожия, вернулся в местный Спасо-Преображенский храм. Сначала образ пребывал в Свято-Троицком кафедральном соборе, а затем, сопровождаемый большим количеством православных верующих, был перенесен в любечскую церковь.

Мироточивый список чудотворного Любечского образа Божией Матери находится в Уманском Свято-Николаевском соборе. Перед иконой, переданной местной общине при возвращении храма в 1989 году, каждую субботу перед всенощным бдением служится молебен с акафистом Божией Матери.

Множество верующих, притекающих к святому Любечскому образу Пресвятой Богородицы с горячей молитвой веры получали и получают чудесные исцеления и утешение в скорбях.

Икона Божией Матери Жировицкая   явилась в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского края. В лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру Солтону, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли Александру Солтону, который не придал особого значения сообщению пастухов, но икону все-таки взял и запер в ларец.

ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им находку. К своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце, хотя незадолго до этого видел ее. Через некоторое время пастухи снова обрели икону на том же месте и опять отнесли ее Александру Солтону. На этот раз он отнесся к иконе с большим благоговением и дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1520 года храм совершенно сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все думали, что она погибла. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери, нисколько не пострадавшая от огня. На время икону поставили в доме священника, а камень был огорожен. Когда построили каменный храм, туда поставили чудотворную икону.

Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1609 году монастырь был захвачен униатами и находился в их руках до 1839 года. Все это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием и униатов, и католиков. В 1839 году монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного Богослужения в западнорусском крае.

Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 20-х годов она была возвращена в обитель. Ныне она находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за ее благодатную помощь. Икона вырезана на камне размером 43 х 56 мм.

 

Последние новости

Бастрыкин поручил разобраться, почему больному онкологией ребенку не выдают лекарства

Подросток из Нижегородской области остался без важного лекарства, а у ее родителей нет на него денег.

Автозаводский район Нижнего Новгорода стал лидером по числу участников голосования за выбор объектов для ФКГС на 2024 год

Автозаводский район Нижнего Новгорода стал лидером по числу участников голосования за выбор объектов для федеральной программы ФКГС на 2024 год.

Регистрация недвижимости

Всю необходимую информацию найдете в видеоролике.

Card image

Путешествие по вкусам и традициям

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *