21 октября. Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского. Преподобного Трифона, архим. Вятского.
08 октября по старому стилю / 21 октября по новому стилю пятница Седмица 19-я по Пятидесятнице.
08 октября по старому стилю / 21 октября по новому стилю
пятница
Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас 1.
День постный.
Пища с растительным маслом.
Прп. Пелагии (457).
Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. (1612). Собор Вятских святых. Прп. Таисии (IV). Св. Пелагии девицы (303).
Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х)
Иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской) (1917)*..
Еф., 232 зач., V, 33 – VI, 9. Лк., 31 зач., VII, 17–30.
Тропарь преподобной Пелагии, глас 8:
В тебе́, ма́ти, изве́стно Спа́се́ся е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со Ангелы сра́дуется, преподо́бная Пелагие, дух твой.
Кондак преподобной Пелагии, глас 2:
Тело твое́ постами изнуривши,/ бденными моли́твами Творца умоли́ла еси́ о деяниих твоих,/ я́ко да прии́меши совершенное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, яве, // путь покая́ния показавши.
* Празднование внесено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июня 2021 года.
Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.3:8–19; Лк.7:31–35)
«С кем сравню людей рода сего?» (Лк.7:19), т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? – и однако же идут. Что сатана противится – это не дивно; его имя такое: противник истины и добра ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами?
По крайней мере, по тем понятиям, какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою, без их козней и коварства.
Преподобная Пелагия была обращена в христианство святителем Нонном, епископом Эдесским (память в субботу Сырной седмицы). До принятия спасительного Крещения Пелагия начальствовала над танцовщицами Антиохии Палестинской, проводя жизнь в праздности и блуде. Однажды Пелагия, роскошно одетая, проезжала мимо храма, у дверей которого святитель Нонн произносил проповедь. Верующие отвернули свои лица от грешницы, а епископ Нонн долго смотрел ей вслед. Пораженный внешней красотой Пелагии и провидя в ней духовное величие, святитель в своей келлии долго молился Господу о грешнице, сетуя при этом, что нищета одеяний его души не может сравниться с пышностью одежд и красотою блудницы.
На следующий день, когда святитель Нонн поучал в храм о будущем Суде и воздаянии, вошла Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она, пораженная страхом Божиим, обливаясь покаянными слезами, просила святителя о Крещении. Видя искреннее и полное раскаяние Пелагии, епископ Нонн крестил ее.
Ночью Пелагии явился диавол, уговаривая ее вернуться к прежней жизни. В ответ святая сотворила молитву, осенила себя крестным знамением, и диавол исчез. Собрав свои драгоценности, преподобная Пелагия принесла их епископу Нонну. Святитель велел раздать их бедным со словами: «Пусть будет умно расточено худо собранное». После этого святая Пелагия надела власяницу и удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору. Там она до самой кончины (457) подвизалась в затворе под мужским именем Пелагий и достигла великих духовных дарований.
Преподобный Досифей был учеником св. Евфросина Спасоелеазаровского, Псковского. В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на острове Верхний (о.Белов), что на Псковском озере, в котором и был игуменом.
Досифей ушел в пустынь, на остров Верхний, который славился разбойничьей историей, так как леса здесь были непроходимые. Предание гласит, что первые насельники монастыря были из числа разбойников. Нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, суметь растопить злобные сердца.
Монастырь, основанный Досифеем, получил название в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостол Петр, «ловец человеков», был рыбак неудивительно, что именно он стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание. По берегам Псковского озера более десяти храмов, названных в честь первоверховных апостолов.
Под алтарем Петропавловского храма находится пещерная церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский, и где под спудом покоятся его святые мощи, еще не обретенные.
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский , происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников-остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.
Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела». Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.
Собор Вятских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Вятского края
Празднуется 8 октября
Прославление собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года, в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря митрополитом Вятским Хрисанфом. Празднование собора было установлено на тот же день.
Среди прославляемых в нем угодников Божиих:
Прп Трифон Вятский (+ 1612, память 8 октября)
Блж. Прокопий Вятский (+ 1625, память 21 декабря)
Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
Прп. Стефан Филейский (+ 1890)
Сщмч. Николай (Подьяков), прот. (+ 1918)
Сщмч. Прокопий (Попов), прот. (+ 1918)
Сщмч. Анатолий (Ивановский), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Виктор (Усов), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Михаил (Тихоницкий), свящ. (+ 1918)
Прп. Матфей Яранский (+ 1927)
Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934)
Мц. Нина (Кузнецова) (+ 1938)
Присп. Александр (Орудов), архим. (+ 1961, память 14 августа, 5 сентября)
Преподобная Таисия, воспитанная матерью в духе, далеком от христианского благочестия, вела порочную, развратную жизнь. Она славилась красотой, многих увлекая на греховный путь.
Слух о блуднице Таисии, распространившись по всему Египту, дошел до старца Пафнутия, строгого подвижника, обратившего к спасению многих заблудших. Переодевшись в светский костюм, Пафнутий пришел к Таисии и попросил назначить ему свидание в таком месте, где не только люди, но и Сам Бог не увидел бы их. Таисия ответила, что это невозможно, ибо Бог вездесущ, все видит и знает. Увидев в ее душе искру страха Божьего, старец открылся ей. Он показал всю тяжесть и гнусность ее грехов, рассказал об ответе, который она должна будет дать пред Богом за души обольщенных и погубленных ею людей.
Слова святого Пафнутия так тронули грешницу, что она, собрав все свои богатства, накопленные позорным путем, сожгла их на городской площади и вместе со старцем удалилась в монастырь, где три года провела в затворе. Обратившись на Восток, Таисия непрестанно повторяла краткую молитву: «Создавший меня! Помилуй меня!». «С той минуты, как я вошла в келлию, все грехи мои постоянно были пред очами моими и я обливалась слезами, вспоминая их», – говорила преподобная Таисия старцу перед кончиной. «За это-то, а не за строгость твоего затвора Милосердный Господь и помиловал тебя», – ответил ей старец Пафнутий.
Мученица Пелагия Антиохийская, дева . Жила в царствование Диоклитиана в Антиохии Сирийской, происходила из знатного рода. Она была ученицей священномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского.
Правитель города, узнав, что она – христианка, послал воинов взять ее. Воины, исполняя повеление правителя, окружили дом, где жила Пелагия. Тогда она начала умолять воинов подождать, и когда они согласились, святая стала лицом к востоку на том месте, где обычно молилась, и, простерши руки и возведя очи к небу, усердно молила Бога, чтобы ей не быть отданной в руки воинов, но отойти к Нему жертвою непорочною и чистою. После сего она оделась в лучшие свои одежды, бросилась с верху дома и предала дух свой Богу.
Св. Пелагии было всего 15 лет, когда она для сохранения своего девства так добровольно пострадала. Это было в начале IV века. Св. Амвросий св. Пелагию поставляет в пример мученичества, хотя она и не успела потерпеть от гонителей мучений за Христа. У св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова, в которых прославляется эта юная блаженная мученица.
Преподобномученик Серафим родился в 1877 году в городе Бузулуке Самарской губернии в семье мастерового Прокопия Щелокова. Окончив городскую школу, он поступил в Спасо-Елиазаров Великопустынский монастырь Псковской губернии, где в это время подвизался преподобный Гавриил (Зырянов); здесь преподобномученик был пострижен в монашество с именем Серафим и в 1909 году рукоположен во иеромонаха. В 1917 году он перешел в Седмиозерную Богородицкую Вознесенскую пустынь Казанской губернии, в которой в конце своей жизни подвизался и где был погребен преподобный Гавриил и где среди монашествующих было много его духовных детей. Здесь отец Серафим прослужил до дня закрытия пустыни в 1928 году, а затем духовными детьми отца Гавриила был приглашен в Москву в Свято-Данилов монастырь. В 1930 году он был назначен исполняющим обязанности наместника монастыря. В том же году монастырь был закрыт и отец Серафим стал служить в храме Воскресения Словущего, что в Даниловской слободе.
В 1931 году ОГПУ провело широкомасштабную операцию по аресту священнослужителей, монахов и монахинь, и в ночь на 15 апреля отец Серафим был в числе других арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен. Следователь спросил о знакомых священника. Отец Серафим ответил, что знаком со священником, с которым служил в одном храме; хозяев квартиры, в которой живет, плохо знает, так как только недавно в ней поселился; также знает живущего вместе с ним брата диакона. «Мы только сели ужинать, как нас забрали, – сказал отец Серафим. – Разговоров на политические темы у нас не было». Во время этого небольшого разговора последовало предложение о сотрудничестве с ОГПУ в качестве секретного осведомителя, но отец Серафим отказался.
Через десять дней после начала следствие, по которому проходило около пятидесяти человек, было завершено. Отца Серафима, как и других, обвинили в том, что они, «будучи активными церковниками-антисоветчиками... группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “сестричеств” и “братств”, оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, в антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения».
30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Серафима к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Усть-Кулом Коми области.
Вернувшись из ссылки, отец Серафим поселился в городе Кашире Московской области. Служить он стал в городском соборе и вскоре был возведен в сан архимандрита.
10 сентября секретный осведомитель по кличке Бывший сообщил, что 8 сентября архимандрит Серафим устраивал у одного прихожанина молитвенный вечер и на нем сказал: «Времена настали лютые, верующие должны быть мудры, как змеи, чтобы победить врага; надо молиться и все терпеть; если не время еще прийти антихристу, Церковь еще будет господствовать».
25 сентября 1937 года архимандрит Серафим был арестован и заключен в Каширскую тюрьму. Узнав, что священник был некоторое время наместником Данилова монастыря в Москве и знал арестованного архиепископа Феодора (Поздеевского), следователь спросил:
– Какую вы имеете связь с Феодором?
– После его ссылки я с ним связи не имею.
– Какие вы имеете связи с монашками, проживающими в Кашире?
– Я знаю, что некоторые монахини, – Матрона, Евдокия, Конкордия, Авраамия, – приходят в собор и поют в церковном хоре.
– Какую антисоветскую деятельность проводят эти монашки?
– Мне об этом ничего не известно.
12 октября 1937 года следствие было закончено, и 19 октября тройка НКВД приговорила отца Серафима к расстрелу. Архимандрит Серафим (Щелоков) был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Последние новости
Советы проктолога для нижегородцев
Специалисты советуют изменить привычки для улучшения здоровья.
Гуманитарная помощь для бойцов СВО в Дзержинске
Город Дзержинск активно поддерживает солдат, отправляя гуманитарные грузы.
Поздравление молодых мам в Дзержинске
Глава города Михаил Клинков посетил перинатальный центр в преддверии Дня матери.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку