23 июня. Священномученика Тимофея, еп. Прусского. Обретение мощей святителя Василия, еп. Рязанского. Собор Рязанских святых.
10 июня по старому стилю / 23 июня по новому стилю четверг Седмица 2-я по Пятидесятнице.
10 июня по старому стилю / 23 июня по новому стилю
четверг
Седмица 2-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Петров пост.
Пища с растительным маслом.
Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361–363). Обре́тение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых]. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор святых Тобольской митрополии. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Фамари Марджановой, исп. (1936) (Груз.).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (363). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).
Сщмч. Тимофея Ульянова пресвитера (1940).
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9 . Лит. – Рим., 89 зач., V, 10–16. Мф., 27 зач., VIII, 23–27. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.
Тропарь священномученика Тимофея, глас 4:
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче (имярек),/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученика Тимофея, глас 4:
Во святи́телех благоче́стно пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы,/ и побо́рник быв твоему́ ста́ду, богому́дре./ Те́мже тя почита́юще, та́йно вопие́м ти:/ от бед изба́ви ны при́сно твои́ми мольба́ми,// о́тче наш (имярек).
Тропарь святителя Иоанна Тобольского, глас 8:
Наста́вниче благоче́стия, сиро́тствующих пита́телю,/ скорбя́щих уте́шителю, неду́гующих врачу́ безме́здный,/ душе́ю стра́ждущих ско́рый помо́щниче,/ те́плый моли́твенниче о всех ко Го́споду,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак святителя Иоанна Тобольского, глас 2:
Яви́лся еси́ во тьме неве́дения пребыва́ющим просвети́тель,/ вдов и сиро́т уте́шитель,/ ди́вный врач немощству́ющих,/ младе́нцев и отроко́в наста́вник,/ роди́телем же пресве́тлое ра́дование,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га/ пода́ти стране́ на́шей в ве́ре утвержде́ние,/ во́инству на́шему на враги́ побе́ду и одоле́ние,// лю́дем же Свои́м ве́лию ми́лость.
Тропарь святителя Василия Рязанского, глас 4:
Пе́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н был еси́,/ из него́же непра́ведно изгоня́емь,/ на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́,/ на не́йже па́че естества́, я́ко безпло́тен,/ по вода́м ше́ствие творя́,/ промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь,/ богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́/ и в нем, архиере́йства престо́л восприи́м,/ богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упа́сл еси́,/ святи́телю о́тче наш Васи́лие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак святителя Василия Рязанского, глас 8:
́Яко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́,/ святи́телю Васи́лие,/ по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни,/ Це́рковь Бо́жию до́бре упа́сл еси́,/ просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м./ Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя,/ наста́вниче наш до́брый,/ и за ны Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся,/ да благода́рною душе́ю зове́м ти:// ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о нас моли́твенниче.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 6 ноября 2020 года утвержден список Собора святых Рязанской митрополии.
Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 25 сентября 2020 года в день Собора Сибирских святых (10/23 июня) совершается празднование, именуемое «Собор святых Тобольской митрополии».
Иоанна Тобольского (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.5:10–16; Мф.8:23–27)
Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря, и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, с Ним нечего бояться, и забыли.
Так бывает и в порядках жизни, житейских и духовных. Подымется буря бед или страстей, мы обыкновенно встревоживаемся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей; а Господь шлет нам урок: «маловеры!» (Мф.8:26) И справедливо! Нельзя, чтоб не обратить внимание на происшедшее; но можно всегда сохранить разумное спокойствие.
Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь – можешь (Мф.8:2, Лк.5:12). Однако не моя, но Твоя воля да будет» (Лк.22:42). Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.
Священномученик Тимофей, епископ города Пруссы (Вифиния), за чистоту и святость жизни получил от Господа дар чудотворения. В Пруссе многих язычников он обратил к вере Христовой. Император Юлиан Отступник (361–363), услышав о святом Тимофее, заключил его в темницу, но и там святитель продолжал Евангельскую проповедь. Юлиан вновь запретил ему учить о Имени Иисуса Христа, но святой безбоязненно продолжал распространять христианскую веру. Тогда император приказал обезглавить святого. Впоследствии святые мощи епископа были перенесены в Константинополь.
Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского (память 3 июля), было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605–1617). В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 июня 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяслава Рязанского, который со времени епископа Рязанского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы – «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя считается архиепископ Мисаил (1651–1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца». В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подъячего Никиты Алтухова. В 1722–1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским (1752–1757) составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанные тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой святителя. В 1782 году рака над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым) (1778–1804). В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля. При архиепископе Палладии (Раеве, 1876–1882) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – в день блаженной кончины и 10 июня – в день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, – настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.
Установлен 12 января 1987 года по инициативе архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен ко дню обретения мощей святителя Василия Рязанского.
В Собор Рязанских святых входят:
Блгв. Борис, страстотерпец, князь († 1015; память 2 мая, 24 июля)
Блгв. Глеб, страстотерпец, князь († 1015; память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
Блгв. Михаил Муромский, князь (XII; память 21 мая)
Блгв. Феодор Муромский, князь (XII; память 21 мая)
Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах († после 1114, память 27 августа)
Блгв. Ирина Муромская, княгиня, супруга св. Константина Муромского († ок. 1129)
Блгв. Константин Святославич Муромский, князь († 1129; память 21 мая)
Прп. Илия Муромец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах († ок. 1188; память 19 декабря)
Блгвв. кнн. Петр и Феврония Муромские († 1228; память 25 июня)
Блгв. Роман Рязанский, князь († 1270; память 19 июля)
Свт. Василий Рязанский, еп. († 1295; память 12 апреля, 21 мая, 10 июня, 3 июля, 10 июля, Неделя всех святых)
Свт. Иона Московский, митр. Киевский и всея Руси († 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
Прп. Матфей Чернеево-Шацкий, игумен (кон. XVI в.; память 5 октября)
Прав. Иулиания Лазаревская († 1604; память 2 января)
Свт. Феодорит Рязанский, архиепископ († 1617; память 10 сентября)
Прп. Феодул Соловецкий, Рязанец, пустынник (сер. XVII)
Сщмч. Мисаил Рязанский, Шацкий, архиеп. († 1655; память 9 апреля)
Прп. Досифея (Тяпкина), Киевская († 1777; память 25 сентября)
Блж. Василий Рязанский (Кадомский) († 1848; память 2 мая)
Прп. Иларион Затворник, Троекуровский (Тамбовский) († 1853; память 5 октября)
Свт. Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров) Киевский, митр. († 1857; память 21 декабря)
Свт. Гавриил (Городков), архиеп.Рязанский († 1862; память 7 апреля)
Прп. Серафима Сезеновская, игумения († 1877; память 13 февраля)
Свт. Феофан Затворник, Вышенский, еп. († 1894; память 6 января, 10 января, 16 июня)
Свт. Мелетий (Якимов), еп. Рязанский († 1900; память 14 января)
Св. Софроний (Лисин), Ибердский († 1914; память 25 января)
Сщмч. Иоанн Кочуров, прот. ( +1917; память 31 октября)
Сщмч. Матфий Рябцев, иерей († 1918)
Сщмч. Николай Динариев, прот. († 1918; память 10 июня)
Мч. Павел Парфенов († 1918; память 10 июня)
Сщмч. Николай Пробатов, иерей († 1918; память 29 октября)
Блж. Любовь Рязанская (Сухановская) († 1921; память 8 февраля)
Сщмч. Петр Успенский, прот. († 1930; память 10 января)
Сщмч. Василий (Зеленцов), Прилукский, еп. († 1930; 25 января)
Сщмч. Николай Постников, прот. († 1931; память 28 марта)
Сщисп. Амвросий (Полянский), еп. Каменец-Подольский († 1932; память 7 декабря)
Блж. Матрона Анемнясевская (Белякова), исп. († 1936; память 16 июля)
Сщмч. Димитрий Миловидов, иерей († 1937; память 7 августа)
Мч. Евгений Дмитрев († 1937; память 18 августа)
Сщмч. Иоанн Лебедев, прот. († 1937; память 27 августа)
Сщмч. Иоанн Смирнов, прот. († 1937; память 27 августа)
Мц. Наталия Козлова († 1937; память 1 сентября)
Сщмч. Илия Бажанов, прот. († 1937; память 3 сентября)
Прмч. Василий (Цветков), архим. (+1937; память 4 октября)
Сщмч. Иувеналий (Масловский), Рязанский, архиеп. († 1937; память 11 октября)
Прмч. Мина (Шелаев), архим. († 1937; память 22 октября)
Сщмч. Александр Андреев, прот. († 1937; память 22 октября)
Сщмч. Гавриил Масленников, иерей († 1937; память 5 ноября)
Сщмч. Михаил Дмитрев, прот. († 1937; память 19 ноября)
Сщмч. Алексий Аманов, прот. († 1937; память 20 ноября)
Сщмч. Назарий Грибков, прот. († 1937; память 26 ноября)
Сщмч. Сергий Аманов, иерей († 1937; 27 ноября)
Мч. Дорофей Климашев († 1937; память 10 декабря)
Сщмч. Евгений Харьков, прот. († 1937; память 10 декабря)
Сщмч. Николай Карасёв, иерей († 1937; память 10 декабря)
Мч. Михаил Якунькин († 1937; память 10 декабря)
Сщмч. Анатолий Правдолюбов, прот. († 1937; память 10 декабря)
Сщмч. Константин Бажанов, прот. († 1937; память 10 декабря)
Мч. Лаврентий Когтев († 1937; память 10 декабря)
Прмч. Сергий (Сорокин), иером. († 1937; 10 декабря)
Мч. Петр Гришин († 1937; память 10 декабря)
Сщмч. Александр Туберовский, прот. († 1937; память 10 декабря)
Мч. Евсевий Тряхов († 1937; память 10 декабря)
Мц. Александра Устюхина († 1937; память 10 декабря)
Мч. Григорий Берденев († 1937; память 10 декабря)
Мц. Татиана Егорова († 1937; память 10 декабря)
Сщмч. Феоктист Хоперсков, прот. († 1937; память 28 декабря)
Мц. Евдокия Мартишкина († после 1937; память 10 декабря)
Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский († 1938; память 28 января)
Сщмч Андрей Ясенев, прот. († 1938; память 22 февраля)
Сщмч. Михаил Букринский, иерей († 1938; память 1 марта)
Сщмч. Сергий Кротков, прот. († 1938; память 18 июня)
Сщмч. Александр Цицеронов, иерей († 1938; память 28 декабря)
Сщмч. Арефа Насонов, иерей († 1938; память 28 декабря)
Сщмч. Павел Добромыслов, прот. († 1940; память 20 января)
Сщмч. Иоанн Ансеров, иерей († 1940; память 23 апреля)
Мц. Вера Самсонова, ктитор († 1940; память 1 июнь)
Сщисп. Вассиан (Пятницкий), Тамбовский, архиеп. († 1940; 14 декабря)
Исп. Александр Орлов, иерей († 1941; память 14 апреля)
Сщмч. Николай Правдолюбов, иерей († 1941; память 31 июля)
Сщмч. Петр Крестов, прот. († 1941; память 6 декабря)
Прмч. Филарет (Пряхин), игумен († 1942; память 22 февраля)
Исп. Анна Ивашкина († 1948; память 10 декабря)
Исп. Татиана Бякирева († 1948; память 10 декабря)
Сщисп. Сергий Правдолюбов, прот. († 1950; память 21 сентября, 5 декабря)
Исп. Фекла Макушева († 1954; память 10 декабря)
Присп. Анна (Столярова), схимонахиня († 1958; память 10 декабря)
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Пежине в 1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и раскрываются его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Он придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни, под названием «Илиотропион («Подсолнечник»), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». Из многочисленных творений святых отцов православной церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.
В 1685 году его отправили с посольством в Москву. Там патриархом Иоакимом (1674–1690) он был назначен наместником Брянского Свенского монастыря, подчиненного тогда Киево-Печерской Лавре.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины († 1696, память 5 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. (Святитель Иоанн благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В самый разгар болезни ему явился святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра – и будешь здоров». На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило началом чествования святителя Феодосия как благодатного угодника Божия).
10 января 1697 года патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского Кремля.
По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создает при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли святителя, должен был украсить «черниговские Афины» – школу просвещенного благочестия.
Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.
Тогда же святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.
Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его творениях: «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Алфавит, рифмами сложенный» (1705 г.), «Богородице Дево» (1707 г.), «Феатрон, или Позор нравоучительный» (1708), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Толкование на «Отче наш» и «Осмь блаженств евангельских» (1709 г.), «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709 г.), «Богомыслие в пользу правоверным» (1710 и 1711 гг.), «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710 г.), «Путник» (рукопись), «Духовные мысли» (М„ 1782).
В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И.А. Максимович в 1888 году перевел «Илиотропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских епархиальных ведомостях», затем отдельной книгой – Киев, 1896. Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии», 1976, №№ 5, 6). С его именем связан также «Латино-греко-российский лексикон».
Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.
14 августа 1711 г. святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским; † 1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки.
О жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив».
Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: «Приимите во Имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора.
Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна в 1916 году Церковь установила всероссийское празднование в день преставления святителя к Богу – 10 июня.
Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению святейшего патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.
Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры.
В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества.
В 1984 году по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715).
10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых.
На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия.
Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня).
Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля).
Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря).
Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября).
Преподобный Феофан Антиохийский был сыном язычников. В юношеском возрасте он вступил в брак, но через три года жена его умерла. Святой Феофан уверовал во Христа, принял Крещение, оставил все и стал жить за городом в маленькой келлии в Евангельском самоотвержении. Он ревностно учил хранить заповеди Божии всех приходивших к нему, особенно же внушал проводить жизнь чистую, целомудренную и обличал распутство антиохийцев. Когда преподобный Феофан узнал об одной блуднице, Пансемине, многих увлекшей в сети диавола, он горячо захотел спасти ее. Понимая, как трудно исполнить такой подвиг, сознавая свою немощь, преподобный Феофан долго молился и просил Господа, чтобы Он послал ему Свою помощь и спас грешницу. Святой надел нарядные одежды, взял у отца много золота и пошел к Пансемине. Преподобный отдал ей золото и убедил оставить распутство и выйти за него замуж. Пансемина с радостью согласилась и дала ему слово стать его женой. Единственным условием, которое поставил преподобный Феофан Пансемине, было чтобы она приняла Крещение. Ради выгодного брака Пансемина согласилась. Готовя ее к принятию Таинства, святой Феофан наставлял ее в христианской вере, разъяснил, что правда Божия не терпит греха и разврата, а любовь Божия щедра к кающимся. Приняв Крещение, святая Пансемина благодатью Божией совершенно переродилась. Она раздала на Богоугодные дела все, что нажила распутством, поселилась в хижине рядом с келлией преподобного и стала вести жизнь подвижницы, а через 22 месяца скончалась в один день со своим наставником († 369).
Святая Антонина происходила из города Кродамна (Малая Азия). Как христианку ее привели к правителю Фисту, который уговаривал ее поклониться языческим богам, обещая дать почетное звание жрицы богини Артемиды, но святая мужественно исповедала Христа и убеждала правителя отказаться от поклонения бесам в образе идолов. Фист приказал бить святую по лицу и заключить в темницу. Мученица все время пребывала в молитве, ничего не пила и не ела, но однажды услышала глас Божий: «Антонина, подкрепись пищей и будь мужественна: Я с тобой». Когда ее вновь привели к правителю, мученица продолжала твердо стоять за христианскую веру и обличать язычников. Правитель решил отдать святую деву на поругание воинам, но Господь внушил одному из них, святому Александру, спасти мученицу. Он испросил разрешение войти к деве, чтобы склонить ее исполнить волю правителя. Святой Александр предложил мученице надеть его одежду и бежать. Святая Антонина устрашилась, но Господь повелел ей согласиться. Надев плащ воина, она, никем не узнанная, вышла из своего заключения. Посланные Фистом воины нашли святого Александра одного. На вопросы правителя он не отвечал ни слова, был предан истязаниям и беспощадно избит. По внушению Господа Иисуса Христа святая Антонина тоже предстала перед Фистом. Им обоим отсекли руки, затем обмазали смолой и бросили в яму, где пылал огонь. Когда огонь потух, яму засыпали землей, чтобы христиане не могли собрать даже костей мучеников. Возвратившись домой, Фист онемел, не смог ни пить, ни есть, и после семидневных тяжких мучений умер. Святые мученики Александр и Антонина скончались 3 мая 313 года. В Прологах их память помещается под 10 июня. Мощи святых были перенесены в Константинополь и положены в Максимовом монастыре.
Святитель Вассиан, епископ Лавдийский, был другом святителя Амвросия, епископа Медиоланского († 397; память 7 декабря). Отец святого Вассиана управлял Сиракузской областью (Сицилия) и готовил сына себе в преемники. Он послал его в Рим для получения образования. Святой Вассиан еще в детстве слышал о христианах, хотел поближе узнать их и ознакомиться с христианской верой. Пресвитер Гордиан открыл ему сущность Христова учения, и юноша пожелал принять Крещение. Во время совершения Таинства святой Вассиан увидел у купели Ангела, держащего одежду, в которую должен был облечься новокрещенный. Святой дерзнул спросить его, кто он и откуда. Ангел ответил, что давно послан помочь ему исполнить его святое намерение познать Христа, и стал невидим.
Святой Вассиан стал вести строгую жизнь, вкушал мало пищи, ночи проводил в молитве. Слуги дивились такому воздержанию и стали догадываться, что их господин принял христианство. Они донесли об этом отцу святого Вассиана. Тот приказал вернуть его в Сиракузы. Молясь в храме святого Иоанна Богослова, святой получил от апостола повеление уйти из Рима. Он раздал свое имущество бедным и вместе с верным рабом-христианином отправился в Равенну, к своему родственнику, епископу Урсу.
Епископ Урс устроил его в уединенном месте за городом при церкви в честь священномученика Аполлинария. Святой Вассиан быстро возрастал духовно, вскоре прославился чудесами. В это время судья Равенны был оклеветан и приговорен к смертной казни. По дороге на казнь он молитвенно призвал на помощь святого Вассиана. Когда палач уже занес меч над его головой, меч вдруг выпал из его рук и отлетел в сторону. Это повторялось трижды. С другим палачом произошло то же. О происшедшем донесли императору, и он освободил судью, который рассказал, что был спасен заступничеством святого Вассиана.
Жители города, веруя, что молитвы святого Вассиана сильны пред Богом, просили епископа Урса посвятить его в сан пресвитера. По преставлении епископа города Лодии (Лавдии; в Лигурии, Северная Италия) пресвитеру соборной церкви Клименту было откровение – избрать епископом Лодийским святого Вассиана. Хиротонию совершили святой Амвросий, епископ Медиоланский, и епископ Урс.
Преподобный Силуан, схимник Киево-Печерский, подвизался в Дальних пещерах в ХIII-ХIV веках. Однажды он силой своей молитвы связал воров, пришедших в монастырский сад, и они три дня не могли двинуться с места. Когда они раскаялись, преподобный отпустил их. Память преподобного Силуана совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Схиигумения Фамарь , в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.
В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.
22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой).
28 декабря 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя святой в месяцеслов, с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви.
Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение».
Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2. 26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк. 2. 29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2. 34, 35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.
Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей – по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае – полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.
Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе – три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых.
Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».
Последние новости
Советы проктолога для нижегородцев
Специалисты советуют изменить привычки для улучшения здоровья.
Гуманитарная помощь для бойцов СВО в Дзержинске
Город Дзержинск активно поддерживает солдат, отправляя гуманитарные грузы.
Поздравление молодых мам в Дзержинске
Глава города Михаил Клинков посетил перинатальный центр в преддверии Дня матери.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований