24 июня. Апостолов Варфоломея и Варнавы. Преподобного Варнавы Ветлужского. Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского

11 июня по старому стилю / 24 июня по новому стилю пятница Седмица 2-я по Пятидесятнице.

11 июня по старому стилю / 24 июня по новому стилю
пятница
Седмица 2-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Петров пост.
Пища с растительным маслом

Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста).
Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572).
Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X). Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери (переходящие празднования в 9-ю пятницу по Пасхе).

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25  [76]. Лит. – Рим., 90 зач., V, 17 – VI, 2. Мф., 31 зач., IX, 14–17. Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19–26, 29–30. Лк., 51 зач., X, 16–21

Тропарь апостолов, глас 3:
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостола Варфоломея, глас 4:
Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней/ уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных,/ световодя́ почита́ющия тя,/ Варфоломе́е,// Госпо́день апо́столе.

Кондак апостола Варнавы, глас 3:
Госпо́день был еси́ всеи́стинный служи́тель,/ апо́столов же яви́лся еси́ седми́десятих пе́рвый,/ озари́л еси́ и с Па́влом про́поведь твою́,/ всем возвеща́яй Христа́ Спа́са,/ сего́ ра́ди песнопе́нии// боже́ственную па́мять твою́, Варна́во, соверша́ем.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Достойно есть», глас 4:
Отце́в все Афо́нское мно́жество,/ собери́теся, ве́рно пра́зднующе,/ днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще все в весе́лии,/ Бо́жия бо Ма́терь ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется.// Те́мже, я́ко Богоро́дицу, при́сно Сию́ сла́вим.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Достойно есть», глас 4:
Притеце́м ве́рнии, со дерзнове́нием/ к Ми́лующей Цари́це Богоро́дице/ и уми́льно воззове́м к Ней:/ низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя:/ Це́рковь на́шу сохрани́,/ лю́ди во благоде́нствии соблюди́,/ зе́млю на́шу изба́ви от вся́каго обстоя́ния,/ мир да́руй ми́рови// и спасе́ние душа́м на́шим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Достойно есть», глас 4:
Пра́зднует днесь весь Афо́н,/ я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно Тебе́, Чи́стей Богома́тери,// Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.

Величание Божией Матери:
Досто́йно есть/ велича́ти Тя, Богоро́дице,/ честне́йшую Херуви́м/ и сла́внейшую// без сравне́ния Серафи́м.

Тропарь преподобного Варлаама, глас 3:
Иже на земли́ лега́нием,/ поще́нием же и бде́нием/ те́ло твое́ изнуря́я, преподо́бне,/ вся плотска́я мудрова́ния умертви́л еси́,/ и исцеле́ний струя́ незави́стная яви́лся еси́/ ве́рою притека́ющим к Тебе́, Варлаа́ме о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Варлаама, глас 8:
Я́коже други́й Илия́, о́тче, дождь с небесе́ свел еси́,/ он у́бо огнь сведе́ и царя́ удиви́,/ ты же лю́ди Твоя́ возвесели́л еси́ и торжествова́ти устро́ил еси́./ вели́кий бо Новгра́д вельми́ Тобо́ю хва́лится, име́я мо́щи Твоя́ в себе́,/ его́же сохраня́й от враг непоколеби́ма, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Варлаа́ме, о́тче наш.

Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на утрене читается Евангелие от Луки, 4 зач., I, 39–49, 56, а на литургии – чтения дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
Если совершается славословная служба прп. Варлаама, то на литургии – чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23. При этом чтения (на утрене и литургии) апостолов Варфоломея и Варнавы не читаются.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.5:17–6:2; Мф.9:14–17)
Спрашивали Господа: почему ученики Его не постятся? Он отвечал: потому что еще не пришло для них время. Потом приточною речью показал, что, вообще, строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их.

Если же, не имея этой ревности, возьмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде.

Строгость без внутреннего духа – то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде или вино новое в старых мехах. Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает, и мех делает негожим. Это, впрочем, не значит, что строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке. Надобно сделать, чтобы потребность их шла изнутри, чтоб они удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет.

Святой апостол Варфоломей   родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать ее. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот голод.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IХ веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45–51; 21, 2).

Апостол от 70-ти Варнава (Иосия)

Святой апостол Варнава   родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36–37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск (Деян. 9, 26–28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: «Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян. 11, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13, 2–3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6–12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14, 8–18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, «что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого – воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19–20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком – на Кипр (Деян. 15, 36–41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

  Пре­по­доб­ный Вар­на­ва Вет­луж­ский   ро­дил­ся в Ве­ли­ком Устю­ге. До ухо­да в пу­сты­ню он был свя­щен­ни­ком од­ной из го­род­ских церк­вей. В 1417 го­ду пре­по­доб­ный по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги на Крас­ной го­ре, где под­ви­зал­ся в уеди­не­нии в те­че­ние 28 лет, «Бо­гу ра­бо­тая в псал­мо­пе­нии и мо­лит­вах, пи­та­ясь бы­ли­ем и вер­ши­ем ду­бо­вым». По сло­вам ав­то­ра жи­тия пре­по­доб­но­го, к свя­то­му Вар­на­ве при­хо­ди­ли и «ди­вии зве­ри, мед­ве­ди мно­ги, жи­ву­ще близ кел­лии его... он же хож­да­ше меж­ду ни­ми, аки меж­ду ско­та­ми, зря на них и уте­ша­ше­ся; бла­го­да­ря ве­ли­ка­го Бо­га, тии зве­ри крот­ки ему бы­ша».

В окрест­но­стях го­ры Крас­ной, да­же в 50 вер­стах, не бы­ло че­ло­ве­че­ско­го жи­лья. Из­ред­ка по­се­ща­ли пу­стын­ни­ка лю­ди, «бла­го­сло­ве­ния ра­ди», ко­то­рым он пред­ска­зал, что по пре­став­ле­нии его на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги «умно­жит Бог жи­тие че­ло­ве­ком, а на ме­сте его жи­тель­ства бу­дут жить ино­ки».

По пре­да­нию, в 1439 го­ду, пе­ред тем, как по­се­лить­ся на ре­ке Ун­же, сю­да при­хо­дил за на­став­ле­ни­я­ми и по­уче­ни­я­ми пре­по­доб­ный Ма­ка­рий (па­мять 25 июля). Пре­по­доб­ный Вар­на­ва скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 11 июня 1445 го­да. По кон­чине свя­то­го по­движ­ни­ка на ме­сто его по­дви­гов при­хо­ди­ли на жи­тель­ство «от раз­ных стран» мно­гие мо­на­хи «и к ним зем­ле­дель­цы» и «раз­мно­жа­ше­ся по всей той ре­ке на­род мног да­же до ве­ли­кия ре­ки Вол­ги». На Крас­ной го­ре ино­ки по­стро­и­ли две церк­ви – од­ну в честь Пре­свя­той Тро­и­цы, а дру­гую – над гро­бом пре­по­доб­но­го – во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, и ос­но­ва­ли «об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Вар­на­вин­ской пу­сты­ни». Жи­тие свя­то­го Вар­на­вы на­пи­са­но в 1639 го­ду ино­ком Вар­на­вин­ской пу­сты­ни – «чест­ней­шим иеро­мо­на­хом Иоси­фом (Дяд­ки­ным), иже бысть по­сле­ди в цар­ству­ю­щем гра­де Москве книж­на­го пе­чат­на­го управ­ле­ния глав­ней­ший упра­ви­тель». Для удо­сто­ве­ре­ния в дей­стви­тель­но­сти чу­дес, со­вер­шав­ших­ся при гро­бе пре­по­доб­но­го, в том же 1639 го­ду, бы­ли сви­де­тель­ство­ва­ны его свя­тые мо­щи по рас­по­ря­же­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа.

Со вре­ме­нем на ме­сте Вар­на­вин­ской оби­те­ли воз­ник уезд­ный го­род Вар­на­вин, а глав­ный храм оби­те­ли был об­ра­щен в го­род­ской со­бор во имя апо­сто­ла Вар­на­вы.

Пре­по­доб­ный Еф­рем Но­во­торж­ский,   ос­но­ва­тель Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря в го­ро­де Торж­ке, был ро­дом из Вен­грии. Вме­сте со сво­и­ми бра­тья­ми, свя­ты­м Мо­и­се­ем Уг­ри­ном (па­мять 26 июля) и свя­тым Ге­ор­ги­ем, он по­ки­нул ро­ди­ну, воз­мож­но, по при­чине пре­сле­до­ва­ния пра­во­слав­ных. При­дя на Русь, бра­тья по­сту­пи­ли на служ­бу к Ро­стов­ско­му кня­зю свя­то­му Бо­ри­су, сы­ну рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. В 1015 го­ду на ре­ке Аль­те вме­сте со свя­тым кня­зем Бо­ри­сом по­гиб и брат Еф­ре­ма Ге­ор­гий. Убий­цы от­ре­за­ли ему го­ло­ву, чтобы снять зо­ло­тую грив­ну, ко­то­рую он но­сил на шее. Мо­и­сею уда­лось спа­стись бег­ством, и он по­сту­пил в чис­ло мо­на­хов Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Еф­рем, на­хо­див­ший­ся в это вре­мя, оче­вид­но, в Ро­сто­ве, при­быв на ме­сто убий­ства, на­шел го­ло­ву бра­та и взял ее с со­бой. Оста­вив служ­бу при кня­же­ском дво­ре, пре­по­доб­ный Еф­рем уда­лил­ся на ре­ку Твер­цу с тем, чтобы там ве­сти уеди­нен­ную ино­че­скую жизнь. По­сле то­го, как воз­ле него по­се­ли­лось несколь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, он в 1038 го­ду по­стро­ил мо­на­стырь в честь свя­тых кня­зей стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Бра­тия из­бра­ли его сво­им на­сто­я­те­лем. Близ мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку от тор­го­во­го пу­ти к Нов­го­ро­ду, был устро­ен стран­но­при­им­ный дом, где бес­плат­но со­дер­жа­лись бед­ные и стран­ни­ки. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Еф­рем в глу­бо­кой ста­ро­сти, его те­ло бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре, а в гроб, со­глас­но его за­ве­ща­нию, бы­ла по­ло­же­на го­ло­ва его бра­та, свя­то­го Ге­ор­гия. Мо­щи пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма бы­ли об­ре­те­ны в 1572 го­ду.
Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского было совершено в 1572 году архиепископом Новгородским Леонидом. Празднование установлено при Митрополите Московском Данииле (1584–1587).

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть»   на­хо­дит­ся на гор­нем ме­сте ал­та­ря со­бор­но­го хра­ма Ка­рей­ской оби­те­ли на Афоне. Вре­мя ее яв­ле­ния опре­де­ля­ет­ся 980 го­дом, про­слав­ле­ния – 1864 го­дом. 
В один из вос­крес­ных дней жив­ший непо­да­ле­ку от Ка­реи ста­рец ушел в оби­тель на все­нощ­ное бде­ние. В кел­лии остал­ся по­слуш­ник. При на­ступ­ле­нии но­чи к нему по­сту­чал­ся неиз­вест­ный инок. Во вре­мя все­нощ­ной, ко­гда нуж­но бы­ло петь «Чест­ней­шую Хе­ру­вим...», оба вста­ли пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вав­шей­ся «Ми­лу­ю­щей», и гость за­ме­тил, что у них сна­ча­ла по­ют «До­стой­но есть, яко во­ис­тин­ну, бла­жи­ти Тя Бо­го­ро­ди­цу, Прис­нобла­жен­ную и Пре­не­по­роч­ную и Ма­терь Бо­га на­ше­го...». Во вре­мя пе­ния этой неслы­хан­ной до­се­ле пес­ни ико­на Бо­го­ма­те­ри си­я­ла небес­ным све­том, а по­слуш­ник пла­кал от уми­ле­ния. По его прось­бе эта див­ная песнь, за неиме­ни­ем бу­ма­ги, бы­ла за­пи­са­на на камне, раз­мяг­чив­шем­ся как воск под ру­кой чуд­но­го пев­ца. На­звав се­бя Гав­ри­и­лом, стран­ник стал неви­дим. Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рой впер­вые бы­ла вос­пе­та песнь «До­стой­но есть», бы­ла пе­ре­не­се­на в со­бор­ный храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Ка­реи (адми­ни­стра­тив­но­го цен­тра Афо­на). Пли­та с на­чер­тан­ной на ней Ар­хан­ге­лом Гав­ри­и­лом пес­нью бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Хри­со­вер­га († 995, па­мять 16 де­каб­ря). Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны «До­стой­но есть» («Ми­лу­ю­щая») свя­то по­чи­та­ют­ся в рус­ских хра­мах. В Га­лер­ной га­ва­ни Пе­тер­бур­га в честь Ми­лу­ю­щей Бо­го­ма­те­ри был воз­двиг­нут пя­ти­ку­поль­ный храм, в ко­то­ром по­ста­ви­ли при­слан­ную с Афо­на бла­го­дат­ную ико­ну «Ми­лу­ю­щая».

Преподобный Варлаам Хутынский

Преподобный Варлаам Хутынский   жил в ХII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах: сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» ( 2 Фес. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».

Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний – сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.

 

Последние новости

Советы проктолога для нижегородцев

Специалисты советуют изменить привычки для улучшения здоровья.

Гуманитарная помощь для бойцов СВО в Дзержинске

Город Дзержинск активно поддерживает солдат, отправляя гуманитарные грузы.

Поздравление молодых мам в Дзержинске

Глава города Михаил Клинков посетил перинатальный центр в преддверии Дня матери.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Архангельске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *