26 декабря. Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Преподобного Аркадия Новоторжского. Мученицы Лукии.
13 декабря по старому стилю / 26 декабря по новому стилю понедельник Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев.
13 декабря по старому стилю / 26 декабря по новому стилю
понедельник
Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев. чтения 30-й седмицы). Глас 3.
Рождественский пост.
Пища с растительным маслом.
Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мц. Лукии (304).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Арсения (VIII–XI). Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Румын.).
Сщмч. Александра Юзефовича пресвитера и мч. Иоанна Менькова (1920); сщмчч. Владимира Лозины-Лозинского, Александра Поспелова, Иакова Гусева, Алексия Рождественского, Григория Фаддеева пресвитеров (1937); сщмч. Николая Амассийского пресвитера (1938); сщмчч. Емилиана Киреева, Василия Покровского пресвитеров (1941).
Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22. Лит. – Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Ряд.: Еф., 220 зач. (от полу’), II, 11–13. Лк., 72 зач., XIII, 18–29.
Тропарь мучеников, глас 4:
Мученицы Твои, Господи,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Ин тропарь мучеников, глас 4:
Мученик всечестных светлость,/ пяточисленных страстотерпцев воспоем,/ славу земных презревших,/ солнца светлаго Евстратия,/ премудраго витию со страдальцы,/ на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/ и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.
Кондак мучеников, глас 3:
Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/ биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/ облистал еси богознаменьми, пречудне,/ угасил еси возвышенный прелести пламень,/ сего ради тя чествуем, всеблаженне,// мучениче Христов Евстратие.
Ин кондак мучеников, глас 2:
Светильник явился еси светлейший/ во тьме неведения седящим, страстотерпче:/ верою бо, яко копием, обложився,/ врагов шатания не убоялся еси, Евстратие,// риторов сый благоязычнейший.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Евр.4:1–13; Лк.21:12–19)
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17). Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями – дух, неприязненный Христу: он антихристов; расширение его – расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни.
Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки... и будут гнать вас ... преданы будете ... и умертвят вас» (Лк.21:12, 16). Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Терпи с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.
Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284–305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили.
Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице.
Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом.
Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи...») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.
Мученица Лукия Сиракузская , родилась на Сицилии, в городе Сиракузы в дворянской семье в конце III века. Её мать страдала кровотечением, и они отправились на могилу святой Агафии Катанской за исцелением. Святая Агафия явилась Лукии во сне, уверила её в грядущем исцелении матери и предсказала мученичество Лукии. Она отказалась от замужества, и прежде чем посвятить себя целиком Богу, раздала все свое имущество бедным. Во время Диоклетиановых гонений он предпочла умереть от рук палача, чем потерять невинность (304 [1]). Будучи нечувствительной к пламени костра, она погибла, когда ее горло пронзили копьем.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, – в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей – 1072; общая память 2 мая).
Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу.
В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 годах.
Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году.
Преподобный Арсений , сын богатых, знатных и благочестивых родителей, был родом из Константинополя. Император отличил его и сделал военачальником и патрицием Киверриотским. Однажды, когда он плыл с войском по морю, началась буря. Корабли потонули. Из всех воинов спасся лишь святой Арсений. После этого он принял монашество и изнурял плоть постом, бдением и веригами. После таких подвигов на одном месте он пришел на гору Латр, находящуюся в Малой Азии. Там он умертвил молитвой и крестным знамением вредоносного аспида, потом переселился в ближний Келливорский монастырь на северной стороне горы, где был выбран игуменом. Из монастыря преподобный Арсений удалился в пещеру, откуда молитвой прогнал зверей. К нему собралась братия. Обыкновенно он целую неделю сидел в тесной келлии, а в воскресенье принимал пищу и поучал братию. Наконец, преподобный Арсений достиг такого совершенства, что питаем был Ангелом, своим жезлом превратил горькие воды в сладкие и, сотворив много других чудес, мирно скончался среди братии.
Время жизни преподобного Арсения полагают между VIII и Х веками.
Преподобный Мардарий, затворник Печерский, подвизался в Дальних пещерах в ХIII веке. По рукописным святцам, в тропаре и кондаке он называется «нестяжательным», а по надписи у мощей – «бескелейным». Имя его вспоминается в 7-й песни Службы Собора отцов Дальних пещер (28 августа) вместе с преподобным Аммоном (память 4 октября), где он называется «рачителем нищеты». Погребен в Дальних пещерах. Память его совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Алексей Иванович Рождественский родился 22 марта 1865 года в селе Введенское Тарусского уезда Калужской губернии. Он происходил из семьи священника и получил образование в Вифанской духовной семинарии. По окончании ее по второму разряду в 1888 году, он год учительствовал в Московской женской школе ведомства императрицы Марии Феодоровны. В 1890 году Алексея Ивановича рукополагают сначала во диаконы, а 20 июня того же года во священники.
Новопоставленный священник служит во Введенской церкви родного села Введенское и при этом состоит законоучителем Левшинской земской школы. В 1892 году его переводят в церковь Песочного Завода Жиздринского уезда Калужской губернии, где он является попечителем Песочно-Заводской и Савинской церковно-приходских школ и членом приходского попечительства. 3 августа 1897 года следует перевод в Калугу, в церковь святителя Алексия. В ней будущий священномученик служит до 3 февраля 1900 года. Он не оставляет преподавательской деятельности и состоит законоучителем Калужского епархиального училища.
В 1900 году священника переводят в Калужскую церковь Георгия за Лавками, где он будет служить до 1923 года. Отец Алексий Рождественский не раз был отмечен священноначалием высокими наградами, 19 мая 1909 года его возвели в сан протоиерея. Деятельность отца Алексия, помимо священнического служения, была разнообразной, можно назвать множество мест, в которых он трудился: он состоял законоучителем IV-го Калужского женского приходного училища (1901-1907 гг.) и образцовой школы при Епархиальном училище (1902 г.), был депутатом Калужской Епархии (1905-1912 гг.), состоял Председателем Ревизионного комитета Калужского Епархиального училища (1906-1912 гг.), законоучителем в женской общине сестер милосердия (1907-1911 гг.), членом Правления Калужской Духовной семинарии (1907-1913 гг.).
Так же велико число храмов, в которых служил отец Алексий. После церкви Георгия за Лавками, он был переведен в село Ольхи Юхновского уезда Калужской губернии. Во время пожара церковь в Ольхах сгорела, и отец Алексий с семьей 19 февраля 1927 года переехал в Москву. С 1927 по 1929 год он служит в церкви Ржевской Божией Матери на Пречистенском бульваре, с 1929 по 1931 год в церкви Рождества Христова в Кудрине. С 1931 по 1932 он настоятель церкви Казанской Божией Матери в Большом Новинском переулке, а 1932 и 1934 год он прослужил в церкви святителя Николая на Щепах. Из Московских храмов можно назвать еще церковь Благовещения на Бережках. С 1934 по 1935 год он служит в Мытищах, а 1935-1936 в церкви Георгия на Озере в Клинском районе Московской области. Последним местом служения отца Алексия стала церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольское Кунцевского района Московской области.
17 сентября 1937 года отца Алексия Рождественского арестовали органы НКВД с обвинением в «проведении контрреволюционной агитации провокационно-пораженческого характера». Виновным себя он не признал. Последовал приговор: 10 лет исправительно-трудового лагеря. Здоровье 72-летнего священника не вынесло испытания тяжелыми условиями. Отец Алексий Рождественский умер 26 декабря 1937 года в местах лишения свободы. По устному сообщению в управлении ГУЛАГА он скончался в лагере строгого режима «Тайшет».
Последние новости
Советы проктолога для нижегородцев
Специалисты советуют изменить привычки для улучшения здоровья.
Гуманитарная помощь для бойцов СВО в Дзержинске
Город Дзержинск активно поддерживает солдат, отправляя гуманитарные грузы.
Поздравление молодых мам в Дзержинске
Глава города Михаил Клинков посетил перинатальный центр в преддверии Дня матери.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований