02.01.2022

3 января. Святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца. Блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского. Мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен,

21 декабря по старому стилю / 3 января по новому стилю понедельник Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев.

21 декабря по старому стилю / 3 января по новому стилю
понедельник
Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев. чтения 31-й седмицы). Глас 3.
Рождественский пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1326).
Мц. блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Свт. Филарета, митр. Киевского (1857). Мч. Фемистоклея (251).
Сщмч. Михаила Киселева пресвитера (1918); сщмч. Сергия Цветкова диакона (1937); сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938); сщмч. Леонтия Строцюка диакона (1940).

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу'), X, 1–9. Лит. – Евр., 308 зач., III, 5–11, 17–19. Мк., 42 зач., IX, 42 – X, 1. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь святителя Петра, глас 4:
Я́же пре́жде безпло́дная, земле́,/ ны́не весели́ся:/ се бо Христо́с свети́льника в тебе́ показа́, / я́ве сия́юща в ми́ре/ и исцелева́юща неду́ги и боле́зни на́ша. / Сего́ ра́ди лику́й и весели́ся со дерзнове́нием: // святи́тель бо есть Вы́шняго сия́ соде́ловаяй.

Ин тропарь святителя Петра, глас 8:
Лику́й све́тло, благосла́внейший гра́де Москва́,/ име́яй в себе́ архиере́я Петра́, я́ко зарю́ со́лнца, / всю Росси́ю чудоде́янии озаря́юща,/ той бо не́мощи врачу́ет и неду́ги, я́ко тьму, прого́нит / от вопию́щих ему: ра́дуйся, иера́рше Бо́га Вы́шняго, // тобо́ю сия́ па́стве твое́й соде́ловающаго.

Кондак святителя Петра, глас 8:
Взбра́нному и ди́вному на́шея земли́ чудотво́рцу,/ днесь любо́вию к тебе́ притека́ем, / песнь, богоно́се, плету́ще,/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ многообра́зных изба́ви нас обстоя́ний, да зове́м ти: // ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

Святитель Петр, митрополит Московский, всея Руси чудотворец

Свя­той мит­ро­по­лит Петр   ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Две­на­дца­ти лет по­сту­пил в мо­на­стырь. До­стиг­нув свя­щен­ства, он по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­став­ни­ка уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и ос­но­вал оби­тель в уеди­нен­ном ме­сте на бе­ре­гу ре­ки Ра­ти. Здесь он так про­сла­вил­ся по­дви­га­ми бла­го­че­стия, что сде­лал­ся из­вест­ным всей Во­лы­ни. В 1308 го­ду пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий воз­вел св. Пет­ра на Рус­скую мит­ро­по­лию. Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в го­ды управ­ле­ния. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской Зем­ле утвер­ждал ис­тин­ную ве­ру, при­зы­вал враж­до­вав­ших кня­зей к ми­ро­лю­бию и един­ству.

В 1325 го­ду свт. Петр по прось­бе Иоан­на Ка­ли­ты пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву, что име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской Зем­ли. Свт. Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, скон­чал­ся 21 де­каб­ря 1326 го­да. (Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 21 де­каб­ря.) Пер­вое пе­ре­не­се­ние его мо­щей бы­ло 1 июля 1472 го­да, то­гда же уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние. Вто­рое пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра бы­ло по­сле освя­ще­ния вновь по­стро­ен­но­го Успен­ско­го со­бо­ра, 24 ав­гу­ста 1479 го­да, а празд­но­ва­ние 1 июля бы­ло от­ме­не­но. Из­вест­но так­же празд­но­ва­ние про­яв­ле­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра (4 ав­гу­ста) по слу­чаю яв­ле­ния су­пру­ге Иоан­на Гроз­но­го (1533–1584) ца­ри­це Ана­ста­сии (1547–1560). Свя­ти­тель Петр явил­ся ца­ри­це Ана­ста­сии и не раз­ре­шил ни­ко­му рас­кры­вать свой гроб. Он по­ве­лел за­пе­ча­тать гроб пе­ча­тью и уста­но­вить празд­ник.

От свя­ти­те­ля Пет­ра со­хра­ни­лось три по­сла­ния. Пер­вое – к свя­щен­ни­кам с уве­ща­ни­ем до­стой­но про­хо­дить пас­тыр­ское слу­же­ние, усерд­но па­сти ду­хов­ных чад. Оно за­кан­чи­ва­ет­ся из­ло­же­ни­ем цер­ков­но­го за­ко­но­по­ло­же­ния о вдо­вых свя­щен­ни­ках: с це­лью ограж­де­ния их от на­ре­ка­ния и со­блаз­нов им пред­ла­га­лось по­се­лять­ся в мо­на­сты­рях, а де­ти долж­ны бы­ли опре­де­лять­ся на вос­пи­та­ние и обу­че­ние в мо­на­стыр­ские шко­лы. Во вто­ром по­сла­нии свя­ти­тель при­зы­ва­ет свя­щен­ни­ков быть ис­тин­ны­ми пас­ты­ря­ми, а не на­ем­ни­ка­ми, за­бо­тить­ся об укра­ше­нии се­бя хри­сти­ан­ски­ми и пас­тыр­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми. В тре­тьем по­сла­нии свя­ти­тель Петр сно­ва да­ет на­став­ле­ния свя­щен­ни­кам об их пас­тыр­ских обя­зан­но­стях, а ми­рян уве­ща­ет ис­пол­нять за­по­ве­ди Хри­сто­вы.

Вы­да­ю­ща­я­ся цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Пет­ра уже совре­мен­ни­кам да­ва­ла ос­но­ва­ние срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра – борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли.

Мученица Иулиания Никомидийская, дева

Свя­тая му­че­ни­ца Иули­а­ния,   дочь знат­но­го языч­ни­ка Аф­ри­ка­на, ро­ди­лась в г. Ни­ко­ми­дии. В де­вя­ти­лет­нем воз­расте бы­ла об­ру­че­на с неким Елев­си­ем. Об­ла­дая глу­бо­ким ра­зу­мом и склон­ной к доб­ру ду­шой, свя­тая Иули­а­ния по­ня­ла при­зрач­ность и об­ман язы­че­ской ве­ры. Она тай­но при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Ко­гда при­бли­зи­лось вре­мя свадь­бы, Иули­а­ния ре­ши­тель­но от­ка­за­лась от за­му­же­ства. Отец стал уго­ва­ри­вать ее не на­ру­шать дав­нюю по­молв­ку, но, не до­бив­шись же­ла­е­мо­го, стал же­сто­ко ее из­би­вать. За­тем Аф­ри­кан от­дал дочь на суд епар­ху го­ро­да, ко­то­рым был Елев­сий, быв­ший же­них Иули­а­нии. Елев­сий го­ря­чо про­сил Иули­а­нию вый­ти за него за­муж, обе­щая не при­нуж­дать ее к пе­ре­мене ве­ры. Свя­тая Иули­а­ния от­ка­за­лась и пред­по­чла при­нять му­че­ния. Свя­тую дол­го и же­сто­ко ис­тя­за­ли, но она по­сле каж­дой пыт­ки по­лу­ча­ла от Бо­га ис­це­ле­ние и но­вые си­лы. Ис­тя­за­ния со­вер­ша­лись при боль­шом чис­ле лю­дей, из ко­то­рых 500 му­жей и 130 жен, ви­дя непре­клон­ность и му­же­ство свя­той де­вы, чу­дес­ные ис­це­ле­ния ее от ран, ис­по­ве­да­ли Хри­ста. Они бы­ли обез­глав­ле­ны, кре­стив­шись соб­ствен­ной кро­вью. Убе­див­шись, на­ко­нец, в пол­ной без­успеш­но­сти по­пы­ток от­вра­тить свя­тую де­ву от ее Небес­но­го Же­ни­ха, Елев­сий при­го­во­рил Иули­а­нию к смер­ти. Ис­по­вед­ни­ца при­ня­ла при­го­вор с ра­до­стью и про­сла­ви­ла Гос­по­да, спо­до­бив­ше­го ее при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец. Казнь свя­той му­че­ни­цы Иули­а­нии со­вер­ши­лась в 304 го­ду.

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская

Иули­а­ния   бы­ла же­ной Вя­зем­ско­го кня­зя Си­мео­на Мсти­сла­ви­ча. По­сле за­во­е­ва­ния Смо­лен­ска Лит­вой они раз­де­ля­ли из­гна­ние из род­ной зем­ли вме­сте со Смо­лен­ским кня­зем Юри­ем Свя­то­сла­ви­чем. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Мос­ков­ский дал им в удел го­род Тор­жок. Здесь князь Юрий пре­льстил­ся кра­со­той Иули­а­нии и лю­бы­ми пу­тя­ми пы­тал­ся скло­нить ее к пре­лю­бо­де­я­нию, но все уси­лия его бы­ли тщет­ны. То­гда во вре­мя пи­ра Юрий убил му­жа Иули­а­нии, на­де­ясь по­сле это­го на­силь­но овла­деть ею. Иули­а­ния, за­щи­ща­ясь от на­силь­ни­ка, уда­ри­ла его но­жом. Разъ­ярен­ный Юрий гнал­ся за ней с ме­чом, от­ру­бил ей ру­ки и но­ги, а те­ло ве­лел бро­сить в ре­ку Твер­цу. По­сле это­го, как пи­шет ле­то­пи­сец «...бысть ему грех и студ ве­лик и с то­го бе­жа к Ор­де, не тер­пя горь­ко­го сво­е­го без­че­стия». Про­изо­шло это в 1406 г.

Му­чи­мый со­ве­стью от со­вер­шен­но­го зло­дей­ства, Юрий ни­где не мог най­ти по­коя и в кон­це кон­цов при­шел в Ве­нев­ский Успен­ский мо­на­стырь, где и про­вел оста­ток жиз­ни в по­ка­я­нии и сле­зах. Рас­ка­яв­ший­ся убий­ца скон­чал­ся в 1408 г. и стал мест­но­чти­мым свя­тым.

Вес­ной 1407 г. боль­ной кре­стья­нин уви­дел, что по ре­ке Твер­це плы­вет про­тив те­че­ния те­ло уби­ен­ной кня­ги­ни, и услы­шал го­лос, по­велев­ший со­брать ду­хо­вен­ство и со­вер­шить по­гре­бе­ние те­ла у юж­ных две­рей Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра го­ро­да Торж­ка. В тот же мо­мент боль­ной ис­це­лил­ся от бо­лез­ни. Во­ля свя­той му­че­ни­цы бы­ла ис­пол­не­на, и во вре­мя по­гре­бе­ния мно­гие боль­ные чу­дес­но ис­це­ли­лись. С тех пор ко гро­бу кня­ги­ни по­сто­ян­но при­хо­ди­ли лю­ди с ве­рой в бла­го­дат­ную по­мощь свя­той.

В 1598 г. один диа­кон по­сле со­ро­ка­днев­ной мо­лит­вы и по­ста ре­шил тай­но от­крыть ее мо­ги­лу. Но из гроб­ни­цы вы­рвал­ся огонь и ожег его ли­цо, так что дол­гое вре­мя про­вел он в тя­же­лой бо­лез­ни. Го­лос ска­зал ему при этом: «Не сле­ду­ет ви­деть те­ло мое, по­ка не бу­дет на то во­ли Бо­жи­ей!» Через два ме­ся­ца диа­кон по­лу­чил ис­це­ле­ние от ожо­га по­сле мо­литв у гроб­ни­цы му­че­ни­цы. Свя­тая Иули­а­ния на­ка­зы­ва­ет со­гре­шив­ше­го, но и ис­це­ля­ет от бо­лез­ни по­сле рас­ка­я­ния.

В 1815 г. раз­би­ра­ли ста­рый Пре­об­ра­жен­ский со­бор, и ста­ла вид­на часть гроб­ни­цы. Боль­ные, ка­сав­ши­е­ся ее, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. 2 июня 1819 г. в со­бо­ре был устро­ен при­дел в честь свя­той кня­ги­ни. Дра­го­цен­ная ра­ка с мо­ща­ми ее пре­бы­ва­ла в но­вом Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. В 1918 г. со­бор за­кры­ли. До 1930 г. мо­щи по­ко­и­лись в хра­ме Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла. С тех пор судь­ба их неиз­вест­на.

Пре­чи­стая Ма­терь Гос­по­да да­ро­ва­ла свя­тым же­нам Ру­си бла­го­дать и си­лу в ис­пол­не­нии за­ко­на ма­те­рин­ства во всей его кра­со­те, люб­ви и са­мо­от­вер­жен­но­сти. Та­кое ма­те­рин­ство воз­мож­но на зем­ле лишь при хра­не­нии свя­ты­ни бра­ка – об­ра­за един­ства су­пру­гов в люб­ви. К вос­ста­нов­ле­нию это­го един­ства и бы­ла при­зва­на Свя­тая Русь. Неда­ром од­ной из глав­ных черт древ­не­рус­ской жен­ской пра­вед­но­сти бы­ло хра­не­ние це­ло­муд­рия хри­сти­ан­ско­го бра­ка как ве­ли­ко­го Та­ин­ства Церк­ви. Не дев­ствен­ни­ца, а це­ло­муд­рен­ная же­на вос­пе­та пра­во­слав­ной Русью. Бла­го­вер­ные кня­ги­ни – преж­де все­го вер­ные же­ны и по­мощ­ни­цы му­жу в его тру­дах.

Хра­не­ние свя­ты­ни бра­ка – один из ве­ли­чай­ших по­дви­гов че­ло­ве­ка, и тем­ные си­лы лю­бы­ми сред­ства­ми пы­та­ют­ся раз­ру­шить вся­кий брак, в ко­то­ром су­пру­ги при­бли­жа­ют­ся к вос­ста­нов­ле­нию един­ства, яв­лен­но­го в жиз­ни свя­тых Пет­ра и Фев­ро­нии Му­ром­ских.

Блаженный Прокопий Вятский

Бла­жен­ный Про­ко­пий, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Вят­ский , сын бла­го­че­сти­вых кре­стьян. Ко­гда Про­ко­пию ис­пол­ни­лось 20 лет, его хо­те­ли же­нить, но он тай­но ушел в го­род Хлы­нов и при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства. Хри­ста ра­ди тер­пел го­лод, хо­лод, на­смеш­ки, зло­бу. Гос­подь про­сла­вил его да­ром про­зор­ли­во­сти. Скон­чал­ся бла­жен­ный Про­ко­пий 49-ти лет от ро­ду в 1627 го­ду.

Святитель Филарет Киевский (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит

Свя­ти­тель Фила­рет   (в ми­ру Фе­о­дор) ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1779 го­да в се­ле Вы­со­ком Кром­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье Ге­ор­гия Ам­фи­те­ат­ро­ва и был чет­вер­тым ре­бен­ком из вось­ми де­тей. Все­го бы­ло пять сы­но­вей и три до­че­ри. Ин­те­рес­но, что из вось­ме­рых де­тей он один по сре­дам и пят­ни­цам не при­ни­мал ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ор­лов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще: он был при­нят сра­зу во вто­рой класс, а за­тем учил­ся в Ор­лов­ской се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1797 го­ду.
7 но­яб­ря 1798 го­да, бу­дучи пре­по­да­ва­те­лем пи­и­ти­ки в Ор­лов­ской се­ми­на­рии, при­нял по­стриг с име­нем Фила­ре­та, в честь свя­то­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го. 13 ян­ва­ря 1799 го­да воз­ве­ден в сан иеро­мо­на­ха. Два­дцать лет тру­дил­ся иеро­мо­нах Фила­рет на по­при­ще пре­по­да­ва­ния бу­ду­щим свя­щен­но­слу­жи­те­лям. С 1802 го­да – рек­тор Ор­лов­ско-Сев­ской се­ми­на­рии; с 1804 го­да – рек­тор Уфим­ской се­ми­на­рии; с 1810 по 1813 го­ды – То­боль­ской се­ми­на­рии. До 1820 го­да ис­пол­нял долж­но­сти ин­спек­то­ра и рек­то­ра Пе­тер­бург­ской ака­де­мии, а за­тем ин­спек­то­ра и рек­то­ра Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 1 июня 1820 го­да хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ка­луж­ско­го и Бо­ров­ско­го. С 1825 го­да – епи­скоп Ря­зан­ский, с 1828 го­да – ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский, с 1836 го­да управ­лял Яро­слав­ской епар­хи­ей, а 18 ап­ре­ля 1837 го­да на­зна­чен в Ки­ев с воз­ве­де­ни­ем в сан мит­ро­по­ли­та.
До рек­тор­ства в То­боль­ске ар­хи­манд­рит Фила­рет был же­сто­ко и неспра­вед­ли­во го­ним сво­и­ми епар­хи­аль­ны­ми епи­ско­па­ми. Из­вест­ный ком­по­зи­тор П. Тур­ча­ни­нов по по­во­ду жа­ло­бы епи­ско­па Ор­лов­ско­го До­си­фея Пе­тер­бург­ско­му мит­ро­по­ли­ту Ам­вро­сию на ар­хи­манд­ри­та Фила­ре­та го­во­рил: «Ко­гда я про­чи­тал это пись­мо, то ужас­нул­ся и неволь­но за­пла­кал. Ибо, зная ко­рот­ко от­ца Фила­ре­та, бес­по­роч­ность его жиз­ни и доб­ро­ту его ха­рак­те­ра, я уви­дел в пись­ме толь­ко кле­ве­ту. Боль­шие ис­пы­та­ния отец Фила­рет пре­тер­пел и в Уфе от мест­но­го епи­ско­па, так что да­же го­лод­ные се­ми­на­ри­сты са­ми на­чи­на­ли пла­кать вме­сте с рек­то­ром, невин­ность ко­то­ро­го узна­ли и ко­то­ро­го го­ря­чо лю­би­ли. Епи­скоп Уфим­ский Ав­гу­стин со­вер­шил да­же два обыс­ка в квар­ти­ре от­ца Фила­ре­та и кон­фис­ко­вал его име­ние». Пу­тем та­ких су­ро­вых ис­пы­та­ний вел Гос­подь Сво­е­го из­бран­ни­ка; пу­тем скор­бей со­зрел ду­хов­но бу­ду­щий све­тиль­ник Рус­ской Церк­ви.
Прео­свя­щен­ный Ам­вро­сий, ар­хи­епи­скоп То­боль­ский, пи­сал в Пе­тер­бург: «Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство при­сла­ли ко мне на ис­пы­та­ние не че­ло­ве­ка, но Ан­ге­ла во пло­ти!» Имен­но в То­боль­ске, на са­мой су­ро­вой окра­ине Рос­сии, за­кон­чи­лось вре­мя стра­да­ний. Про­быв в То­боль­ске ме­нее двух лет, он остал­ся здесь па­мя­тен.
За­слу­гой ше­сто­го рек­то­ра То­боль­ской се­ми­на­рии бы­ла его по­пе­чи­тель­ность о ма­те­ри­аль­ном бла­го­устрой­стве се­ми­на­рии; он су­мел при ка­зен­ном смет­ном ас­сиг­но­ва­нии в 8000 руб­лей удо­вле­тво­рять все нуж­ды се­ми­на­рии и успел на­ко­пить до­ста­точ­ный за­пас­ный ка­пи­тал. При его рек­тор­стве чис­ло уче­ни­ков до­шло до се­ми­сот один­на­дца­ти че­ло­век, и ему при­хо­ди­лось упо­треб­лять нема­ло за­бот и ста­ра­ний для долж­но­го окорм­ле­ния и вос­пи­та­ния се­ми­на­ри­стов. Он пре­по­да­вал фило­со­фию и са­мо­сто­я­тель­но изу­чил фран­цуз­ский язык. Кро­ме этих за­ня­тий, он дол­жен был нести слу­же­ния и в ка­че­стве на­сто­я­те­ля в Зна­мен­ском мо­на­сты­ре; кро­ме то­го, тру­дил­ся в Кон­си­сто­рии и ис­пол­нял обя­зан­но­сти бла­го­чин­но­го мо­на­сты­рей То­боль­ской епар­хии. Как на­сто­я­тель То­боль­ско­го Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря, ар­хи­манд­рит Фила­рет па­мя­тен еще тем, что пер­вым бла­го­сло­вил со­вер­шать еже­днев­ные ран­ние ли­тур­гии, за ко­то­ры­ми мо­лил­ся «неопу­сти­тель­но».
Служ­бой в То­боль­ской се­ми­на­рии за­кон­чи­лось несе­ние цер­ков­но­го по­слу­ша­ния в си­сте­ме ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния ар­хи­манд­ри­том Фила­ре­том ду­хов­ным се­ми­на­ри­ям.
С 1814 по 1820 го­ды он ис­пол­нял обя­зан­но­сти ин­спек­то­ра и рек­то­ра сна­ча­ла Пе­тер­бург­ской, а поз­же и Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мий. В Пе­тер­бур­ге по­зна­ко­мил­ся с ар­хи­манд­ри­том Фила­ре­том (Дроз­до­вым) и был удо­сто­ен сте­пе­ни док­то­ра бо­го­сло­вия. Имен­но о нем поз­же бу­дут вспо­ми­нать: «Отец рек­тор наш, ар­хи­манд­рит Фила­рет, ис­тин­но ис­пол­нен был ду­ха бла­го­че­стия и люб­ви хри­сти­ан­ской. Управ­ле­ние его в ака­де­мии бы­ло ис­тин­но оте­че­ское; мы бы­ли у него де­ти род­ные».
Где бы ни был епи­скоп Фила­рет, всю­ду про­яв­ля­лась его ар­хи­пас­тыр­ская рев­ность. Бу­дучи Ка­луж­ским епи­ско­пом, он от­кры­ва­ет в Бо­ров­ске ду­хов­ное учи­ли­ще; в Ря­за­ни его управ­ле­ние про­те­ка­ло «мир­но и крот­ко». В Ка­за­ни про­явил­ся его мис­си­о­нер­ский та­лант. За де­вять непол­ных лет управ­ле­ния ка­зан­ской паст­вой ар­хи­епи­скоп Фила­рет об­ра­тил в хри­сти­ан­ство око­ло пя­ти ты­сяч ино­род­цев. При его прав­ле­нии на­ча­лись пе­ре­во­ды Ка­те­хи­зи­са, бо­го­слу­жеб­но­го Апо­сто­ла, Еван­ге­лия и необ­хо­ди­мей­ших мо­лит­во­сло­вий: Сим­во­ла ве­ры и «От­че наш...» на язы­ки чу­ва­шей, че­ре­мис, во­тя­ков и та­тар. О нем го­во­ри­ли ста­ро­жи­лы Ка­за­ни: «Ведь он, вла­ды­ко-то Фила­рет, был, как ба­я­ли все, уж из­вест­но свя­той... а уж ка­кой доб­рый и лас­ко­вый был, то и ска­зать нель­зя».
В Ки­е­ве свя­ти­тель уде­лял осо­бое вни­ма­ние Лав­ре, где осо­бен­но сбли­зил­ся с лавр­ским стар­цем иерос­хи­мо­на­хом Пар­фе­ни­ем; их ду­хов­ный со­юз со­став­лял для обо­их уте­ше­ние в их по­движ­ни­че­ском жи­тии. Из­вест­ность Ки­ев­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, управ­ля­е­мой в то вре­мя мит­ро­по­ли­том Фила­ре­том, не огра­ни­чи­лась пре­де­ла­ми на­ше­го оте­че­ства, мно­гие остав­ля­ли и па­риж­ский, и гер­ман­ский уни­вер­си­те­ты, чтобы по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние здесь, мно­гие при­со­еди­ни­лись к пра­во­сла­вию. Ав­тор вос­по­ми­на­ний, го­во­ря о сво­их сту­ден­че­ских го­дах, пи­сал: «Мы зна­ли его как доб­лест­ней­ше­го по­движ­ни­ка, умев­ше­го при­том и вос­пи­ты­вать по­движ­ни­ков».
Стро­гий ас­кет, свя­ти­тель Фила­рет сто­ял на уровне совре­мен­ной ему на­у­ки. Он об­ла­дал да­ром ду­хов­но­го ве­де­ния. Пре­бы­вая ви­ди­мо с людь­ми, он по­сто­ян­но внут­ренне пре­бы­вал с Бо­гом, со­вер­шал мо­лит­ву в уме и серд­це, вел пост­ни­че­ский об­раз жиз­ни. Свя­ти­тель Фила­рет об­ла­дал и да­ром ис­це­ле­ния. Ко­гда в од­ном до­ме под­ве­ли к нему де­воч­ку, вла­ды­ка, не зная это­го, с обыч­ной лас­кой спро­сил ее: «А как те­бя зо­вут, доб­рое ди­тя?» К изум­ле­нию всех, де­воч­ка вдруг твер­дым и яс­ным го­ло­сом от­ве­ти­ла: «Ма­ша» и с той ми­ну­ты ста­ла го­во­рить, хо­тя от рож­де­ния бы­ла без­глас­ной.
Стре­мясь к со­вер­шен­ству, свя­ти­тель при­ни­ма­ет по­стриг в ве­ли­кую схи­му с име­нем Фе­о­до­сия. Это по­сле­до­ва­ло за сем­на­дцать лет до кон­чи­ны, а имен­но 13 ав­гу­ста 1841 го­да. Вла­ды­ка Фила­рет мно­го пре­тер­пел от сво­е­го ке­лей­ни­ка – от­ца На­за­рия. Он го­во­рил о нем: «Че­ло­век та­кой ну­жен, как вер­ный, хо­тя и су­ро­вый страж и при­став­ник (сер­ди­тый пес) во дво­ре хо­зя­и­на».
20 де­каб­ря 1857 го­да свя­ти­тель Фила­рет бла­жен­но за­кон­чил свою жизнь; ли­цо его за­пе­чат­ле­лось со­вер­шен­ным спо­кой­стви­ем пра­вед­ни­ка. Да­же им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич це­нил лич­ные чер­ты ха­рак­те­ра свя­ти­те­ля и го­во­рил: «О цер­ков­ном управ­ле­нии мно­го бес­по­ко­ить­ся нече­го: по­ка жи­вы Фила­рет муд­рый да Фила­рет бла­го­че­сти­вый, все бу­дет хо­ро­шо».
Па­мять свя­ти­те­ля Фила­ре­та празд­ну­ет­ся 20 де­каб­ря/2 ян­ва­ря – в день бла­жен­ной кон­чи­ны и 10 июня – в день Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых.
Ан­гель­ски на зем­ли по­жив­ших и со Ан­гель­ски­ми чин­ми на Небе­си ныне свет­ло ли­ку­ю­щих свя­тых, в зем­ли Си­бир­стей про­си­яв­ших, пес­нь­ми по­чтим: ра­дуй­ся, свя­ти­те­лю Фила­ре­те, гра­да То­боль­ска и всея Си­би­ри про­све­ти­те­лю. Ты мо­ли о нас Пред­веч­на­го Бо­га.

Мученик Фемистоклей Мирликийский

Свя­той Фе­ми­сто­клей   жил в цар­ство­ва­ние Де­кия и был пас­ту­хом овец в го­ро­де Ми­рах Ли­кий­ских. В то вре­мя мест­ный об­ласт­ной пра­ви­тель Ас­кли­пий по по­ве­ле­нию ца­ря воз­двиг го­не­ния на хри­сти­ан и меж­ду про­чим ис­кал свя­то­го Ди­о­ско­ри­да, ко­то­рый, скры­ва­ясь, бе­жал в го­ры. По­слан­ные на по­ис­ки за Ди­о­ско­ри­дом встре­ти­ли Фе­ми­сто­клея, пас­ше­го овец и спро­си­ли его о Ди­о­ско­ри­де, но он не от­крыл им скры­вав­ше­го­ся, ска­зав:
– Здесь нет ни­ко­го!
А са­мо­го се­бя пре­дал, на­звав­шись хри­сти­а­ни­ном и пе­ред ни­ми ис­по­ве­дав Хри­ста, Фе­ми­сто­клей при­ве­ден был к Ас­кли­пию пра­ви­те­лю об­ла­сти. Князь ве­лел бить его, – и был бит свя­той по чре­ву до то­го, что оно про­рва­лось, по­том по­ве­си­ли его на де­ре­ве. По­сле то­го, сняв с де­ре­ва, му­че­ни­ка вла­чи­ли по же­ле­зу с ост­ры­ми спи­ца­ми, так что все те­ло его бы­ло из­ра­не­но и из­ре­за­но. Так пре­дал он дух свой Бо­гу.

 

Последние новости

Дизайн на ощупь и на слух

С 19 по 21 апреля в Нижний Новгород приехали почти 6 тысяч дизайнеров из 70 регионов, чтобы представить друг другу самые передовые решения в сфере дизайна.

Куйбышевская транспортная прокуратура проверяет обстоятельства происшествия на реке Самаре

По предварительным данным 11 мая 2024 года, в утреннее время, на реке Самаре вблизи дома № 157а теплоход толкач с баржей зацепил якорем стояночный трос понтона лодочной станции.

Глеб Никитин поздравил жителей ДНР с 10-летием образования республики

10 лет исполнилось со дня образования Донецкой Народной республики. Поздравление жителям ДНР опубликовал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в своем телеграм-канале.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *