05.03.2023

6 марта. Преподобного Тимофея в Символех, Святителя Евстафия, архиепископа Антиохийского. Козельщанской иконы Божией Матери

21 февраля по старому стилю / 6 марта по новому стилю понедельник Седмица 2-я Великого поста.

21 февраля по старому стилю / 6 марта по новому стилю
понедельник
Седмица 2-я Великого поста. Глас 5.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Тимофея в Симво́лех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337).
Свт. Георгия, еп. Амастри́дского (802–811).
Сщмчч. Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); сщмчч. Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мц. Ольги Кошелевой (1939).
Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

На 6-м часе: Ис. IV, 2 – V, 7. На веч.: Быт. III, 21 – IV, 7. Притч. III, 34 – IV, 22.

Кондак преподобного Тимофея, глас 4:
Я́ко звезда́ многосве́тлая,/ от восто́ка возсия́в,/ озари́л еси́ в сердца́х ве́рных/ доброде́тели чуде́с твои́х,// чудотво́рче всеблаже́нне Тимофе́е.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни" (Прит. 4, 23). Поговевши, исповедавшись и причастившись св. Таин, христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас св. Крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падениями, и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их, по крайней мере с этого времени, от засорения вновь невниманием, рассеянностью и небрежением о тех действиях, которыми поддерживается чистота и исправное течение вод их. Продолжим пощение, не дадим воли чувствам, не прекратим усердных молитв и слез, не забудем дел любви, взыщем слышания слова Божия, более же всего да беседуем с Господом, Который в нас, и этою беседою да поддерживаем в себе страх Божий и ревность к богоугождению, в которых собственно источник нашей жизни духовной.


Преподобный Тимофей

Преподобный Тимофей пустынник,   родом итальянец, с юных лет подвизался в монастыре, называемом «Символы» в Малой Азии, при горе Олимп. Архимандритом обители был преподобный Феоктист. Святой Тимофей был его учеником и соучеником преподобного Платона, исповедника Студийского († 814; память 5 апреля). Дойдя до высших ступеней духовного совершенства, он получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. Много лет преподобный провел в отшельничестве, скитаясь по пустыням, горам и лесам, день и ночь вознося молитвы к Господу Богу. Скончался он в глубокой старости в 795 году.

Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский

Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский   (323–331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом г. Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.

Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся – устно и письменно – за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306–337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Однако к этому времени святой Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337–361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. Святитель Евстафий и в ссылке все так же ревностно боролся за Православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году.

Состоявшийся в 381 г. в Константинополе II Вселенский Собор подтвердил Православный Символ веры, который так ревностно защищал святитель Евстафий. Арианское лжеучение было еще раз предано анафеме как ересь. В 482 г. мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радости антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего Патриарха-исповедника. Святителя Евстафия чтили великие святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синаит и Иероним Стридонский. Известный церковный историк епископ Феодорит Кирский называет святителя Евстафия столпом Церкви и благочестия, наравне со святителем Афанасием Александрийским и другими епископами, главными поборниками Православия.

Святитель Георгий, епископ Амастридский

Святитель Георгий епископ Амастридский   происходил из г. Кромны, близ г. Амастриды при Черном море. Благочестивые и знатные родители его Феодор и Мигефуса дали ему хорошее образование, духовное и светское. Святой Георгий удалился в Сирикийские горы, принял иночество и стал вести суровую подвижническую жизнь под руководством отшельника. После смерти старца святой Георгий поселился в иноческой обители в Вониссе, и там продолжал свои подвиги. После смерти епископа г. Амастриды он был избран клиром и народом во епископа и рукоположен в Константинополе архиепископом Тарасием (784–806; память 25 февраля). Прибыв в Амастриду, святитель Георгий неустанно поучал свою паству, заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример Богоугодной жизни. Силой молитвы он отогнал от г. Амастриды сарацин, опустошавших ее окрестности; избавил от смерти невинно осужденных в г. Трапезунте амастридских купцов. Святитель Георгий скончался мирно – 3 марта – среди своей паствы в правление императора Никифора I (802–811).

Священномученик Константин Пятикрестовский, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин   ро­дил­ся 31 мая 1877 го­да в Москве в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Пя­ти­кре­стов­ско­го. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Кон­стан­тин по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1897 го­ду он окон­чил по вто­ро­му раз­ря­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен учи­те­лем в Ге­ор­ги­ев­скую двух­класс­ную цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1899 го­ду Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич об­вен­чал­ся с до­че­рью свя­щен­ни­ка Сер­гия Мит­ро­поль­ско­го, слу­жив­ше­го в Ни­коль­ском хра­ме в Москве, Люд­ми­лой. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось чет­ве­ро сы­но­вей. В 1899 го­ду Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­му хра­му се­ла Ко­роб­че­е­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Про­слу­жив здесь два с по­ло­ви­ной го­да, он тя­же­ло за­бо­лел и в 1902 го­ду ушел за штат.
Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­скийВ 1903 го­ду отец Кон­стан­тин был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в Ни­коль­скую цер­ковь в се­ле Ле­то­во По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии; здесь он про­слу­жил де­сять лет. В 1913 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем в Вве­ден­ский храм в Ко­ню­шен­ной сло­бо­де близ го­ро­да Дмит­ро­ва.
Через несколь­ко лет про­изо­шла ре­во­лю­ция, воз­ник об­нов­лен­че­ский рас­кол, но отец Кон­стан­тин при всех ис­пы­та­ни­ях оста­вал­ся вер­ным пра­во­сла­вию, и об­нов­лен­цы в сво­их от­че­тах от­но­си­ли его к чис­лу наи­бо­лее твер­дых ти­хо­нов­цев в Дмит­ров­ском уез­де.
В 1926 го­ду отец Кон­стан­тин был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1932 го­ду воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин был аре­сто­ван 26 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 28 но­яб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ка­зы­ва­ли враж­деб­ные взгля­ды в от­но­ше­нии ком­му­ни­стов. Под­твер­жда­е­те ли это?
— Враж­деб­ных взгля­дов в от­но­ше­нии ком­му­ни­стов я не вы­ска­зы­вал.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность?
— Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю. Но я го­во­рил: «По­ра боль­ше­ви­кам по­нять, что не в по­пах де­ло, а в дру­гом. Неуже­ли им неяс­но, что от по­пов вре­да вла­сти не бу­дет». Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­скийВ част­ных бе­се­дах я го­во­рил: «Пра­во­слав­ная ве­ра и во­об­ще ве­ра в Бо­га с аре­стом свя­щен­ни­ков и за­кры­ти­ем церк­вей не пре­кра­тит­ся, не пре­кра­тит­ся она, эта ве­ра, в си­лу то­го, что бес­смерт­на». Кро­ме то­го, я го­во­рил, что боль­ше­ви­ки ве­дут борь­бу с ре­ли­ги­ей не идео­ло­ги­че­скую, а пу­тем на­си­лия, пу­тем аре­стов свя­щен­но­слу­жи­те­лей, но пу­тем на­си­лия и аре­стов по­ло­же­ние не улуч­шишь.
5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Кон­стан­ти­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Впо­след­ствии один из оче­вид­цев тех со­бы­тий рас­ска­зы­вал, что «всех за­клю­чен­ных со­бра­ли... яви­лись мо­лод­цы с нож­ни­ца­ми и брит­ва­ми и, глу­мясь, из­де­ва­ясь, всех об­стриг­ли, по­бри­ли, со­рва­ли со всех ря­сы». Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ские ла­ге­ря.
При­е­хав на ме­сто, он на­пи­сал жене: «Пи­шу из го­ро­да Ма­ри­ин­ска... При­вет мо­им до­ро­гим дет­кам и вну­ча­там... Ес­ли о чем же­ла­ешь из­ве­стить ме­ня, то пи­ши по озна­чен­но­му адре­су... При про­да­же до­ма, я слы­шал, тре­бу­ет­ся моя под­пись к но­та­ри­аль­ной до­ве­рен­но­сти. Те­перь ты зна­ешь, как это на­до сде­лать... За­клю­чен по 58 ста­тье, пункт 10».
В от­вет на это пись­мо су­пру­га на­пи­са­ла ему, но от­ве­та не по­лу­чи­ла, и сле­ду­ю­щее пись­мо 7 ап­ре­ля 1938 го­да на­пи­сал сын Пан­те­ле­и­мон: «Здрав­ствуй, па­па! Вот уже че­ты­ре с по­ло­ви­ной ме­ся­ца, как ты уехал из Дмит­ро­ва, а меж­ду тем от те­бя по­лу­че­но толь­ко од­но пись­мо из Ма­ри­ин­ска. По­че­му ты не пи­шешь? Не бо­лен ли ты? Очень ждем от те­бя пись­ма. На­пи­ши, как здо­ро­вье, где в на­сто­я­щий мо­мент на­хо­дишь­ся, что де­ла­ешь? Со­об­щи — по­лу­чил ли ты пись­мо от ма­мы, а так­же день­ги и по­сыл­ку? Пи­ши ча­ще. Мы все жи­вы и здо­ро­вы. Же­ла­ем те­бе бод­ро­сти, здо­ро­вья и спо­кой­ствия. Мо­жет быть, те­бе необ­хо­ди­мо что-ли­бо из одеж­ды, обу­ви, про­дук­тов пи­та­ния — на­пи­ши, и мы немед­лен­но те­бе вы­шлем».
На обо­ро­те это­го пись­ма один из за­клю­чен­ных на­пи­сал от­вет и вы­слал жене свя­щен­ни­ка: «До­ро­гая ма­туш­ка! Хо­чу Вам ска­зать и не ута­ить от Вас, я та­кой же, как Ваш муж. Не пу­гай­тесь, он по­мер... Мне Вас жаль, что вы ему все пи­ше­те и пи­ше­те, на­ко­нец, ви­жу, сы­нок Пан­тю­ша пи­шет. Ва­ши пись­ма два еще у ме­ня... Мы по­пла­ка­ли горь­ко, я ре­шил по­тру­дить­ся и от­ве­тить. Вот моя по­кор­ней­шая прось­ба: боль­ше не пи­ши­те и не ищи­те его, он по­чил ми­ло­стью Бо­жи­ей, а о по­сыл­ках Вы сверь­тесь на по­чте».
Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­ский умер в боль­ни­це Ма­ри­ин­ско­го ла­ге­ря 6 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел   ро­дил­ся в 1878 го­ду в Москве в се­мье диа­ко­на Пав­ла Ши­ро­ко­го­ро­ва. В 1900 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и слу­жил учи­те­лем в Москве.
В 1908 го­ду он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в один из мос­ков­ских хра­мов, в 1918 го­ду — ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил до аре­ста в хра­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Москве. В 1935 го­ду он по­се­лил­ся в по­сел­ке Де­де­не­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на, где в то вре­мя жи­ла его сест­ра с се­мьей, а слу­жить ез­дил в Моск­ву.
Диа­кон Па­вел был аре­сто­ван в ночь с 26 на 27 но­яб­ря 1937 го­да, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и сра­зу же до­про­шен. Сле­до­ва­тель, вы­яс­нив как дол­го диа­кон слу­жил свя­той Церк­ви, за­явил:
— Вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния.
— Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния я не ве­ду, — от­ве­тил диа­кон Па­вел.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным по су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го вам об­ви­не­ния?
— Нет, ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, так как ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.
На сле­ду­ю­щий день бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, и на этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Пав­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Диа­кон Па­вел Ши­ро­ко­го­ров скон­чал­ся в за­клю­че­нии 6 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Козельщанский образ Божией Матери   принадлежит к числу позднейших по времени прославления (1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых чудотворных икон.
Святая икона эта, судя по характеру письма – итальянского происхождения, была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В ХIХ в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Наименование чудотворного образа происходит от названия имения графа Капниста в Кобелякском уезде Полтавской губернии, где впервые было явлено чудо. На иконе Пресвятая Богородица изображена с покоящимся на Ее коленях Богомладенцем, Который в правой руке держит крест. В левом нижнем углу иконы – изображение чаши, около которой находится лжица.

Прославилась Козельщанская икона Божией Матери при следующих обстоятельствах. В 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария тяжело заболела. Местный врач определил лишь незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку. Тот же диагноз поставил и харьковский хирург, к которому обратилась семья девушки. После Пасхи Мария почувствовала нестерпимую боль и в другой ноге. Больная была обследована в Москве, но даже именитые врачи, среди которых были профессора Кожевников и Корсаков, хирург Склифосовский, не могли помочь Марии и порекомендовали обратиться к европейским знаменитостям Гютеру и Шарко.

21 февраля 1881 года была получена телеграмма о том, что профессор Шарко едет в Москву. Мать, указывая на семейный образ Царицы Небесной, сказала дочери: «Маша, возьми образ Божией Матери, почисть его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная, при этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. Усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала жизненную силу в руках и ногах и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Пресвятой Богородицы. Немедленно был приглашен приходской священник и перед чудотворным образом был отслужен благодарственный молебен.

Несмотря на чудесное исцеление Марии, графиня поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону.

Когда семья возвратилась домой, вся окрестность уже знала о нескольких исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. С разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню, где каждый день с раннего утра не умолкали перед образом молебны и акафисты.

В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. при Козельщанской Рождество-Богородичной церкви была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В советское время власти закрывали монастырь дважды – в 1929 и 1949 гг. Но весна возрождения пришла и в Козельщину – 6 марта 1990 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери, в соборе прошло первое богослужение. Рождество-Богородичный женский монастырь с Божией помощью, покровительством Пресвятой Богородицы, стараниями благотворителей стал постепенно восстанавливаться из руин.

Чудотворный Козельщанский образ Божией Матери возвратился в обитель 23 февраля 1993 года. И, как и прежде, Пресвятая Богородица изливает через Свою святую икону неиссякаемый поток милосердия и любви к обращающимся к Ней с верою и молитвой.

 

Последние новости

Опасные семена гороха обнаружили в Нижегородской области

Их привезли из Марий Эл Опасный карантинный вредитель был обнаружен в семенном горохе в Нижегородской области.

Олег Николаев утвердил 11 членов нового состава Общественной палаты Чувашии

  Глава Чувашии Олег Николаев утвердил 11 членов нового шестого состава Общественной палаты республики, срок полномочий которых составляет три года.

Подготовку Нижнего Новгорода к мероприятиям статуса «Культурная столица – 2024» и ход ремонта объектов социальной сферы обсудили депутаты городской Думы

16 мая 2024 года в городской Думе Нижнего Новгорода под председательством Владимира Поддымникова-Гордеева прошло заседание постоянной комиссии по социальной политике.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *