В ЗАЩИТУ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

 

За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. С амо по себе внерелигиозное воспитание и внерелигиозная нравственность не дают человеку силы стать хорошим.

К сожалению, о христианской нравственности среди людей, неблизких к Церкви ходит немало ложных стереотипов. И часто такие невежественные стереотипы мешают человеку понять, что же в действительности представляет собой жизнь христианина, что она не исчерпывается хождением в храм и проставлением свечек. История описывает «картофельные бунты». Не зная люди ели ядовитые картофельные плоды – отравлялись и категорически отказывались её сажать. В такое глупое и опасное положение ставит людей невежество и ошибочные представления о том, чего они не знают! Но когда невежество было удалено, и они разобрались, как нужно относиться к этому растению, картошка стала едва ли не самым излюбленным блюдом в русских семьях.

Три основных заблуждения о христианской жизни

Многие люди ошибочно воспринимают христианскую нравственность только как некий свод правил. Рассматривая её так, они любят говорить, что этот свод правил, пусть даже и красив, но совершенно невыполним. Нам даже Ветхозаветные «не убивай», «не прелюбодействуй» и «око за око» кажутся неподъёмными, а заповеди Христовы — задают гораздо более высокую планку требований. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.6:21–22, 27–28, 38–39).

Ошибка невоцерковленного человека в чём? — соразмеряет эти заповеди со своими силами — чадам Церкви Бог даёт не только заповеди, но и силу для их исполнения.

(Будто  Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть.  «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45) и «дающий всем просто и без упреков» (Иак.1:5), Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Сравнение – отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, сбрасывает ему верёвку и даёт заповедь: встань, возьмись за нижний конец верёвки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает всё равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасётся.)

Евангелия — по-настоящему добрая весть, из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, нет преграды между человеком и Богом, во Христе Иисусе нам стало возможно «быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими» (Флп.2:15), «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26).

Чтобы стать чадом Божиим ему нужно удалить из себя личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Всё равно что встать и взяться за конец сброшенной верёвки.  Сохраняется свобода воли, стать хорошим человеком. Любая нравственность без Христа, как раз является не более чем списком правил, чем-то отличающихся, а в чём-то совпадающих. Они лишь дают информацию о том, что считается хорошим, но не дают человеку силы стать хорошим. Потому что в Церкви человеку даётся не только совет, но и силы к тому, чтобы сделать. Каждому кто захочет такую силу взять.

Это заблуждение связано с тем, что некоторые люди не понимают суть христианской нравственности и смысл исполнения заповедей. Они думают, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков. Что исполнение заповедей послужит оздоровлению жизни общества. Другие говорят: «это нужно делать, потому что Бог так сказал». Такие ответы не являются удовлетворительными, по существу не объясняют, не дают ясного представления о том, почему нужно исполнять заповеди. Тогда как смысл этот есть, и он очень глубокий. Бог даровал людям свободу воли. И у каждого человека есть два пути: быть с Богом, или быть против Бога. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30), третьего не дано. Бог любит каждого и хочет, чтобы все люди были с Ним, но никого не принуждает. Смысл этой земной жизни – определиться и сделать выбор. И для тех, кто отвечает Богу « да », исполнение заповедей обретает глубочайший смысл – оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом. Мы, на самом деле, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить. Все вокруг создано Им. Всё получили от Него — таланты, имущество, семью, и даже само наше бытие. Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя – это добровольное исполнение Его заповедей по причине любви к Нему, и боязни огорчить. У многих, к сожалению, представление о христианской нравственности и средствах к её достижению сводится исключительно к списку отрицаний – нельзя то и это. От этого кажется, жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна . Скучна же и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех, как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Представив свою жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнётся тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую она и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху. Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее – «уклонись от зла и сотвори благо» (1Пет.3:11). Уклонение от зла и творение блага оставляет больше возможностей творить добро. Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной. Не потому, что он каждую минуту сидит и трясётся: «ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому, что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нём остаётся для греха. Конечно, и христианин, серьёзно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник, может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов), «величайшая разница – согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу». Конечно, и живущий на помойке бомж – грязен, и человек, вышедший из своего дома в новом костюме, но споткнувшийся и упавший в лужу, – тоже грязен, но всем понятно, что разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным – обычное состояние и образ жизни, а для другого – досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.

Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом. Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ – потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати». Если человек сделал выбор быть с Богом и начал свидетельствовать об этом выборе своими делами и своей жизнью, его уже ничто не сможет сбить или поколебать, как обещал Сам Господь: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне…(Мф.7:24–27). Необходимо ещё подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй» (Исх.20:14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен» (Рим.3:4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен» (Ин.3:33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога. Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.

Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ – потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».

Итак, христианская нравственность и жизнь по заповедям – это истина, любовь, свобода, чистота и святость. Кто может понять это, тому легче сделать главный выбор своей жизни – быть с Богом или против Бога.

Подготовил статью иерей Феодор Цыганков.

Последние новости

Председатель Молодежного совета АО

Председатель Молодежного совета АО «АПЗ» Артём Канашкин вошел в состав Молодежного парламента при Законодательном собрании Нижегородской области VIII созыва.

Ремо Кирш стал советником губернатора Нижегородской области на общественных началах

  Уроженец Германии Ремо Кирш, недавно получивший российское гражданство, стал советником Губернатора Нижегородской области на общественных началах по вопросам переселения иностранных специалистов в Нижегородскую область.

Продолжается конкурс на замещение должности главы Канавинского района

В Нижнем Новгороде продолжается конкурс на включение в кадровый резерв главных и высших должностей мэрии.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *