Стоматология – это тонкое искусство
Как ни сложно в это поверить, но одной из самых древнейших медицинских профессий считается стоматология, Международный день которой отмечался 9 февраля.
Как ни сложно в это поверить, но одной из самых древнейших медицинских профессий считается стоматология, Международный день которой отмечался 9 февраля.
Фото Аллы Егоровой. Гамид Магомедович АбдулкеримовБыло время, когда стоматологи в нашей стране ценились на вес золота, так как их можно было пересчитать по пальцам, особенно в небольших населенных пунктах. Наши читатели, кому сегодня за пятьдесят или чуть меньше, конечно же, помнят годы, когда попасть к стоматологу было весьма проблематично. Чтобы получить талончик к врачу, приходилось вставать чуть ли не в четыре утра, идти к регистратуре, где в течение продолжительного времени дожидаться ее открытия, а потом еще и там выстаивать очередь. Но даже все эти мытарства не гарантировали того, что ты станешь счастливым обладателем вожделенного талончика – слишком много было страждущих, а стоматолог один. А бывало и так, что в том или ином населенном пункте стоматолога не было вообще, как, например, в Володарске 35 лет назад…
Пришел молодой специалист к закрытым дверям
К счастью, времена изменились, и в настоящее время в нашем районе работают и частные стоматологические кабинеты, но главное – есть современная муниципальная стоматологическая поликлиника, заведует которой Гамид Магомедович Абдулкеримов. Именно он в 1989 году после окончания Дагестанского медицинского института приехал по распределению в Володарск и стал одним из самых востребованных медицинских специалистов, так как занял пустовавшую на тот момент, но столь важную для людей нишу – стал работать стоматологом.
Стоматология в Володарске размещалась тогда в старом, "историческом", деревянном здании на Советской улице, где "делила" второй этаж с детской поликлиникой, что, согласитесь, было не совсем правильно. Однако не в этом суть. А в том, что стоматология была, но стоматолога не было. И вот появился Гамид. Люди, с одной стороны, обрадовались, но, с другой, отнеслись к новому специалисту несколько настороженно. Во-первых, молод. Во-вторых, чужак. В-третьих, ни по поведению, ни по обхождению с пациентами не походил он, что и понятно, на привычную всем милую, пожилую Софью Михайловну Морозову, которая продолжительное время работала в Володарске стоматологом. У Гамида и темперамент был совсем другой, и чувство юмора своеобразное. В общем, молодому человеку и специалисту надо было завоевывать авторитет и в профессиональном плане, и чисто в человеческом. Хотя, осваиваясь тогда на Володарской земле, он не думал – не гадал, что задержится здесь надолго. Планировал отработать положенные три года и вернуться на родину – в Дагестан, но судьба распорядилась иначе: задержался вот уже почти на 35 лет, пустил здесь корни и Володарскую землю по праву считает своей второй родиной.
– Когда я сюда приехал, все помещения стоматологии были заперты, так как в них никто не работал, – вспоминает Гамид Магомедович. – В то же время во всех других населенных пунктах района стоматологи тогда были, и при предприятиях, в школах зубные врачи работали – в общей сложности 26 человек, а в городе Володарске не было. Даже странно как-то. Но я и сам не собирался здесь задерживаться более чем на три года – время отработки, но, видите, как все повернулось.
Был один во всех лицах
Нельзя сказать, что молодого специалиста напугали тогда условия, оборудование, какие он увидел в володарской стоматологии, что все там было на примитивном, доисторическом уровне. По словам Гамида Магомедовича, было все в соответствии с тем временем и статусом районных поликлиник, и для нормальной работы вполне хватало. Работы же было много, ведь работать приходилось одному во всех лицах. А как же иначе, если ты один врач на весь город.
– Интернатура у меня была по ортопедии, но заниматься здесь пришлось всем: и лечить зубы, и удалять, и вставлять, то есть быть и стоматологом-терапевтом, и стоматологом-хирургом. Тогда это было можно, – рассказывает Гамид Магомедович. – Это сейчас протезирование – отдельно, лечение – отдельно, хирургия – отдельно. Каждое направление должно быть сертифицировано. Но сейчас это, может быть, и оправдано: специалистов хватает, а в те годы – по одному-два на населенный пункт. Я до сих пор помню, какие ко мне выстраивались очереди. А сколько было скандалов, когда людям не удавалось достать талончик.
Сейчас, работая в новой районной стоматологической поликлинике, Гамид Магомедович только удаляет зубы, то есть занимается хирургией. Лечат же шесть стоматологов-терапевтов. Все они – женщины, на которых он, их заведующий, не нарадуется: все хорошо знают свое дело и ответственно подходят к работе. А вот протезирования в новой поликлинике нет. Да, по большому счету, нет в этом и крайней необходимости. Раньше ведь в нашем Отечестве было немало льготных категорий граждан, которым зубы вставляли бесплатно, чем и занимались муниципальные лечебные заведения. Сейчас подобная бесплатная услуга практически отсутствует, а там, где можно сделать протезирование за плату, мест предостаточно.
Сегодня спасти можно практически любой зуб
Итак, раз мой собеседник в нынешнее время посвящает себя хирургии, то есть удалению зубов, о ней я и решила с ним поговорить. Однако Гамид Магомедович начал разговор со слов о том, что при нынешнем состоянии стоматологии у людей есть все шансы как можно дольше не доводить свои зубы до удаления. Сейчас спасти можно практически все зубы, если, конечно, не запускать их до такой степени, что там уже и зацепиться не за что. Хотя многое, конечно, зависит и от индивидуальных особенностей.
– Стандарты какие-то, конечно, есть, но рот у каждого свой, начиная от прикуса и заканчивая эмалью зубов, – поясняет Гамид Магомедович. – А иначе, думаете, почему люди, даже если живут в одних условиях, питаются одним и тем же, одинаковой пастой зубы чистят, но одни к тридцати-сорока годам ни одного здорового зуба не имеют, а у других до семидесяти лет – зубы загляденье. На рот, зубы много факторов влияют. Генетика много значит. Перенесенные в детстве и приобретенные позже заболевания. Даже те, о которых человек, может еще и не знает, но они уже внутри организма где-то зародились. Важен, конечно, и уход за зубами. Но это профилактика, гигиена, а не лечение.
Несмотря на то, что спасти сегодня можно практически все зубы, судя по тому, что к Гамиду Магомедовичу не зарастает народная тропа, многим нашим землякам достичь этого так и не удается, и они по тем или иным причинам нуждаются в удалении зубов.
Каждый зуб своего рода айсберг
По существующей статистике, удалением (как, кстати, и протезированием) у нас занимаются в основном стоматологи-мужчины. Да и вообще, многие предпочитают удалять зубы именно у мужчин, полагая, что у них для этого силы больше. У женщин же сил не на каждый зуб хватит. Неужели в стоматологической хирургии действительно так важна физическая сила?
– Я бы не сказал, что сила тут нужна, – отвечает мой собеседник. – Больше нужна сноровка. Но главное – техника удаления! К каждому зубу требуется индивидуальный подход. Один можно удалять и с живым нервом, другой, например, трехкорневой – ни в коем случае. Или порой бабушки приходят, им достаточно поддеть зуб, и он сам вываливается. А иногда на один зуб чуть ли не полчаса уходит. Вообще же, практически любой зуб, по сути дела – айсберг, где тебе видна только его верхняя, "надводная" часть, а что там внутри, со строением и расположением корней, без рентгена порой даже представить трудно. Да, инструментария сегодня много, но не дай Бог, ошибешься и возьмешь не те щипцы! Так что, лечение и удаление зубов – это тонкое искусство. Встречаются такие сложные зубы, которые в наших поликлинических условиях вообще удалить невозможно и нельзя. Например, ретинированные зубы. Они лежат поперек внутри десны. Удаление таких зубов делается под наркозом в областной больнице. Немало и других случаев, когда пациентам даем направление в областную больницу Семашко, благо сейчас с этим проблем нет.
Пользуясь тем, что мой собеседник упомянул про рентген, пытаюсь развить эту тему. В плане, не собираются ли открывать рентген-кабинет непосредственно в стоматологической поликлинике: ну не с руки же пациентам ходить за этим пускай не в другую часть города, но и не через дорогу.
– Мы понимаем, что для людей это неудобно, а для кого-то даже и накладно, так как приходится брать такси, – говорит Гамид Магомедович. – И в перспективе такая услуга должна появиться непосредственно у нас. Кабинет для этого есть. Специалисты уже приходили, все обмерили. Ждем, когда сделают.
Ну, и мы, пациенты, ждем. И надеемся, что обещанного придется ждать не три года, как это нередко случается.
Для страха нет оснований
Кстати, про нас, пациентов… На каких только не насмотрелся Гамид Магомедович за годы своей работы! При всем этом, говорит, что пациентов плохих не бывает. А самые хорошие те, у кого здоровые зубы, но с такими стоматологам, понятное дело, встречаться практически не приходится.
Вообще же, в памяти Гамида Магомедовича немало как курьезных, так и чуть ли не трагических случаев, связанных с пациентами. Особенно часто они случались в прежние годы. И сознание-то в кресле люди теряли, и из кабинета стоматолога сбегали, и врача кусали (но это в основном дети, и не со зла)… Оно и понятно: раньше один звук бормашины вселял во многих из нас ужас. Да и анестезия оставляла желать лучшего: действовала надлежащим образом далеко не на всех, поэтому люди, ожидающие в коридоре своей очереди, нередко могли слышать раздающиеся из кабинета стоматолога крики "друзей по несчастью".
Сегодня все это в прошлом, стоматология за тридцать лет шагнула далеко вперед и в плане оборудования, и анестезии. Но при всем этом многие люди, по словам Гамида Магомедовича, посещать стоматологов и сейчас панически боятся, и поэтому запускают зубы.
– Даже представители молодого поколения, в них этот страх как будто на генетическом уровне заложен, – говорит Гамид Магомедович. – Между тем, бояться нас оснований уже нет. Ну, где-то что-то может быть неприятным, дискомфортным, как при лечении практически любой болезни, но однозначно – не больно. К тому же и специалисты у нас профессиональные, опытные, внимательные. Не нравится у нас – лечитесь в другом месте, у других специалистов, но главное лечитесь вовремя, не запускайте зубы.
Давайте прислушаемся к словам специалиста с 35-летним стажем Гамида Магомедовича Абдулкеримова и станем чаще посещать стоматологов даже просто для профилактики: ну благодаря кому, если не им, наши улыбки будут неотразимыми, а зубы здоровыми!
Автор: Алла Егорова
Последние новости
Максим Егоров покинул пост губернатора Тамбовской области
57-летний губернатор завершил свою карьеру на этом посту.
Экс-депутат Дзержинска подал в отставку
Неожиданное решение отставного политика вызвало широкий резонанс в обществе.
Ремонтные работы в городе: обновление инфраструктуры и благоустройство
Городские власти объявили о планах по ремонту и улучшению городской инфраструктуры.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований