Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?
В наше время все больше родителей задаются вопросом о необходимости развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Бабушки и дедушки, смотря на количество времени, которое внучки и внуки проводят на таких занятиях, охаивают, а родители пытаются найти способы сократить свои затраты на эту статью расходов. Но насколько эффективны эти занятия и нужны ли они действительно таким маленьким детям? Разберемся в этом вместе.
Развитие детей дошкольного возраста - как оно происходит
Комментируя развитие ребенка младшего дошкольного возраста, все психологи признают, что ролевая игра имеет особое значение. Что интересно, дети в этом возрасте создают свои модели поведения, копируют действия взрослых членов семьи, воссоздают бытовые ситуации. Это позволяет маленьким детям открыть для себя человеческие отношения, общественные роли и разнообразные деятельности.
Важной характеристикой развития детей дошкольного возраста является переход от наглядных и конкретных действий к абстрактному мышлению. Эта трансформация происходит примерно в 4 года, в конце младшего дошкольного возраста. Ребенок начинает задавать вопросы, версии происходящих событий, рассуждать и фантазировать, что очень важно для речевого развития детей дошкольного возраста.
С первых лет жизни дети начинают запоминать факты и понятия, должным образом обученные сознательному запоминанию с пяти лет. Работает также смысловая память, поэтому кроме обучения детей стихотворениям на праздники, важно помочь им понять, что они учатся.
Заметим, что развитие детей дошкольного возраста заключается не в передаче готовых решений, знаний и умений, а в формировании потребности в новых знаниях, в самостоятельном определении путей их получения, а также в развитии умения думать, размышлять и делать выводы.
Предметная деятельность является одним из ключевых факторов в познавательном опыте ребенка в этом возрасте. Чем больше разнообразных предметных действий, тем более креативное развитие у детей. Иногда дети находят интересные вещи на улице, которые взрослые сочтут ненужными to - палки, металлические детали и т. Д. Не спешите избавляться от них. Лучше задайте своему ребенку вопрос: "А зачем тебе все это?" Овладение основами предметной деятельности является мастерством, которое первым шагом в освоении материальной культуры. И, конечно же, игра - идеальный способ отражения отношений между людьми и развития мышления и воображения.
Организация занятий с детьми – это не только возможность занять их, но и способ обогатить их жизнь и получить взаимное удовольствие. Также это стимулирует развитие их способностей. Дети дошкольного возраста обычно занимаются изобразительной и конструктивной деятельностью.
Интересным феноменом является то, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не оценивает свои рисунки, а только к старшему дошкольному возрасту начинает ценить их. Однако, при раскрашивании, нужно уделить внимание тому, чтобы не было слишком много промахов и неправильных цветов. Но не следует подсказывать детям, какой цвет выбрать, таким образом они могут самовыражаться.
Также можно предложить детям вымыслить историю, связанную с их рисунком. Например, если девочка нарисовала другую девочку, можно попросить ее рассказать о ней, где она живет и так далее. Подобным образом можно развивать их фантазию, а также логическое мышление.
Помимо изобразительной деятельности, конструктивная деятельность включает лепку из глины или пластилина, строительство из кубиков или конструктора. Это помогает развить творческий подход, пространственное мышление и умение воплощать свои идеи в реальность.
Также важно заниматься музыкой. Детское музыкальное восприятие часто недооценивается при домашнем воспитании, особенно если родители не музыкальны. Однако, можно выбрать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать их вместе с ребенком. Обсудить прослушанное можно позднее, но стоит помнить, что подобные вопросы типа «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» понятны только детям старше 5-6 лет.
Наконец, старшему дошкольному возрасту свойственно стремление к практическому мышлению. Мальчики, например, учатся пользоваться инструментами, а девочки могут мыть посуду или полоть грядки. Такие занятия могут помочь детям изучать мир вокруг себя и открывать для себя новые умения и навыки.
Развитие ребенка в домашних условиях
Многие мамы понимают, насколько сложно устроено воспитание ребенка в муниципальном (бесплатном) детском саду, и они откладывают выход на работу, чтобы заниматься своими детьми. К сожалению, принимая такое решение, они не всегда получают должное признание. В то время как мамы могут иметь минимальный опыт в воспитании ребенка, что приводит к ошибкам, которые потом бывает сложно исправить.
Что может быть опасным в домашнем воспитании?
Сегодня мало родителей, которые считают, что до школы для ребенка достаточно лишь любви и заботы. Большинство считает, что ребенок должен заниматься чем-то более продуктивным, чем прогулки и еда. Однако, часто мамы, оставаясь закрытыми в четырех стенах с ребенком, могут нервничать, особенно срабатывая на непослушание ребенка. Такое поведение матерей не имеет конкретной цели и может быть воспринято необычайно грубо маленьким ребенком. Даже если матери избегают грубости, они часто допускают другие ошибки в воспитании, которые могут привести к деформации личности ребенка.
Эти ошибки включают:
- угрозы и запугивание
- подавление желания к самостоятельности
- злоупотребление наказаниями
Следует помнить, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания, который позволяет ребенку сохранять гибкость и последовательность в поведении:
- объяснять мотивы своих требований ребенку
- настаивать на самостоятельности и послушании ребенка
- слушать мнение ребенка, однако основывать свои решения не только на его желаниях
Однако, профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если знать, что воспитывать у детей и каким образом это делать.
Другой вариант, как не пропустить ничего важного в воспитании ребенка и не поссориться с ним, – использовать услуги центра раннего развития, если у вас нет времени или возможности пройти курсы воспитания.
Современные дошкольные центры разработали множество программ и методик для развития детей. Однако, как не потеряться во всем разнообразии и выбрать именно тот центр, который будет способствовать гармоничному развитию вашего ребенка?
Если вы обратите внимание на Монтессори-центр, то вашему ребенку гарантированно будут развиваться следующие качества и навыки: мотивация к обучению, способность к концентрации, самостоятельность, ответственность, организованность и дисциплинированность. Эти результаты достигаются за счет правильно организованной среды центра, где материалы расположены по зонам развития (двигательной активности, мелкой и крупной моторики, сенсорных ощущений, речевого развития, творческой и зоны приобретения практических навыков самостоятельности). Все это стимулирует ребенка к саморазвитию, при этом не оказывается никакого авторитарного давления на формирующуюся личность, а приветствуется свободное, самостоятельное и активное самовыражение.
Если же вас привлекает Вальдорфская система воспитания, то от вашего ребенка можно ожидать не только интереса к академическим предметам, но и развития художественно-практических навыков.
А если вы выберете детский сад, работающий по методике Никитиных, то ваш ребенок обязательно приобретет решительность, логику и закалку. Методика Никитиных - это классика отечественной системы воспитания, где в программу включены множество логических игр и головоломок, а также физических упражнений на подготовку организма к экстремальному холоду.
Фото: freepik.com